Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования также объясняется и необходимостью трансформации бухгалтерского учета для перехода на МСФО, которое является первоочередной задачей предприятия в настоящее время. Для того чтобы перейти на бухгалтерский учет по МСФО, недостаточно только перенести остатки на начало периода, а необходим целый ряд мероприятий (например, признание долгосрочных активов, товарно-материальных запасов, обязательств и др.) в свете требований МСФО. Между тем, Международные стандарты финансовой отчетности определяют, что для достоверного признания активов предприятия их стоимость необходимо переоценить.

Активы предприятия – это его ресурсы, которые дают определенное представление об имущественном потенциале предприятия. МСФО предусматривают разделение активов и обязательств предприятия на краткосрочные и долгосрочные. К долгосрочным активам предприятия относятся активы, полезный эффект от которых ожидается потребить в течение нескольких лет. Долгосрочные активы - часть экономических ресурсов хозяйствующего субъекта, используемых в течение длительного времени (несколько лет). К долгосрочным активам относятся основные средства и нематериальные активы.

Основные средства подразделяются на следующие категории: земля, здания, сооружения, машины, оборудования, транспортные средства, многолетние насаждения, библиотечный фонд и прочие основные средства.

Эти средства поступают на баланс организации как приобретенные за денежные средства или в кредит, безвозмездное поступление от других организаций, поступление в качестве вклада в уставный капитал, в обмен на другие активы, путем строительства и т.д.

Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.

Нематериальные активы характеризуются отсутствием материально-вещественной (натуральной) формы, но являются зачастую формой распределения права собственников на обладаемые преимущества в виде прав на объекты интеллектуальной собственности (авторских, прав на товарные знаки, торговые марки, знаки обслуживания и др.). К нематериальным активам в мировой практике относят также «гудвилл» — «…денежную оценку наличия устойчивой клиентуры, деловых связей, престижа торговых марок и прочих нематериальных факторов, способных повлечь за собой повышение прибыльности компании в будущем…» [1, с. 187]. Нематериальные активы в большинстве своем подвержены износу, в связи с чем по ним начисляется амортизация.

Для приобретения или создания объектов нематериальных активов компания производит капиталовложения. Они являются затратами (инвестициями), которые дают возможность получать прибыль в течение нескольких отчетных периодов (лет). Кроме того, к капиталовложениям относят затраты на прирост или улучшение основных средств. Приростом (улучшением) основных средств является физическое расширение производственных мощностей, продление срока их эксплуатации, повышение производительности основных средств и др. Затраты на прирост основных средств увеличивают их стоимость и отражаются по дебету счетов основных средств.

В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка Казахстана.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность учета долгосрочных активов предприятия в Республике Казахстан, его задачи и значение в системе рыночных отношений.

Поставленной целью обусловлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты организации учета долгосрочных активов на предприятии;

2. Провести анализ учёта долгосрочных активов в ТОО «АтамекенПрод»;

3. Разработать мероприятия по совершенствованию учета долгосрочных активов на предприятии.

Предметом исследования является порядок составления и правила ведения учета долгосрочных активов.

Объектом исследования является ТОО «АтамекенПрод».

Данная курсовая работа состоит из настоящего введения, где обосновывается актуальность темы, цель и задачи исследования; трех глав – теоретические аспекты, анализ на предприятии, рекомендации по усовершенствованию учёта; заключения; списка использованных источников; приложения.

Методологической основой выполнения курсовой работы послужили нормативные и законодательные акты, статьи и монографии, научные труды отечественных и зарубежных авторов, популярные учебные пособия, годовая финансовая отчетность ТОО «АтамекенПрод».

1 Теоретические аспекты учета и аудита долгосрочных активов

1.1 Понятие, сущность и задачи учета долгосрочных активов

Долгосрочные активы – это активы, имеющие срок полезной службы более одного года, используемые для производственных, административных целей или для сдачи в аренду.

К долгосрочным активам относятся основные средства и нематериальные активы. (Приложение 1)

Основные средства представляют собой объекты имущества предприятия, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, либо для управления предприятия в течение периода.

По видам основные средства подразделяются на:

- здания, сооружения;

- рабочие и силовые машины и оборудование;

- измерительные и регулирующие приборы и устройства;

- вычислительную технику;

- транспортные средства;

- инструменты;

- производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;

- рабочий, продуктивный и племенной скот;

- многолетние насаждения;

- внутрихозяйственные дороги;

- земельные участки и объекты природопользования, находящиеся в собственности предприятия;

- капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель;

- капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. По производственному признаку;

- производственные - к ним относятся объекты основных средств, использование которых направлено на систематическое получение дохода как основной цели деятельности;

- непроизводственные - это основные средства, находящиеся на балансе предприятия и функционирующие в непроизводственной сфере: на объектах жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях науки, культуры, здравоохранения. [1, c. 194]

По степени использования основные средства делятся на

1) находящиеся:

- в эксплуатации;

- в запасе;

2) в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

- на консервации. [1, c. 194]

Независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия учет основных средств организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту.

По отдельным классификационным группам основных средств инвентарным объектом считаются:

- по зданиям - каждое отдельное стоящее здание с его внутренними устройствами (система отопления, водо-газопровод, канализация, вентиляционные устройства) и надворные постройки (сарай, забор и др.);

- по сооружениям - каждое обособленное сооружение с устройствами, составляющими с ним органическое целое (мост вместе с опорами, подъездами и подходами к нему);

- по передаточным устройствам - каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания или сооружения;

- по силовым машинам и оборудованию - каждая силовая машина с фундаментом и всеми приспособлениями к ней, принадлежностями, приборами и индивидуальным ограждением;

- по рабочим машинам и производственному оборудованию - каждый станок или аппарат, включая входящие в его состав приспособления, принадлежности и приборы, ограждение, а также фундамент, на котором смонтирован инвентарный объект;

- по транспортным средствам - каждый объект транспортных средств с относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями (автомобиль грузовой, в том числе запасные колеса с камерой и покрышкой и комплект инструмента);

Основные средства, участвуя в процессе производства, постепенно изнашиваются. Износ - это процесс потери физических и моральных характеристик.[2, c.63]

Физический износ-результат использования основных средств и воздействия внешних факторов.[2, c.63]

Моральный износ представляет собой процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям науки и техники.[2, c.64]

Амортизация - стоимостное выражение износа в виде систематического распределения амортизируемой стоимости. Амортизируемая стоимость - разница между первоначальной стоимостью и ликвидационной, которая определяется при поступлении основных средств как предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, образующихся в конце срока полезной службы. Амортизационные отчисления признаются за каждый отчетный период как расход.

Существует несколько методов расчета начисления амортизационных отчислений, использование которых разрешено для целей финансового учета. Основными являются следующие четыре метода:

1) прямолинейного (равномерного) списания;

2) производственный;

3) ускоренного списания стоимости основных средств по сумме чисел (кумулятивный метод);

4) ускоренного списания стоимости основных средств по снижающейся балансовой стоимости.[2,c. 67]

Два последних выступают методами ускоренной амортизации, поскольку в первые годы службы основного средства на износ - списывается большая сумма, чем в последующие. Используя эти методы, исходят из того, что многие виды основных средств производственного назначения действуют более эффективно пока они еще новые и имеют высокие производительные способности.

Выбытие основных средств происходит в результате:

-продажи (реализации) другим физическим и юридическим лицам;

-списания по причине морального или физического износа;

-передачи объектов в виде вклада в уставный капитал других предприятий;

-ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;

-передачи другим предприятиям по Договору мены, дарения;

-передачи участнику договора простого товарищества;

-списания объектов, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору;

-установленных хищений или порчи основных средств;

-по другим причинам.

При выбытии объекта основных средств он подлежит списанию с учета, при этом списывается как его балансовая стоимость, так и накопленный износ.

Операции реализации и прочего выбытия основных средств оформляются типовыми формами первичной учетной документации.

Актом на списание оформляются операции по ликвидации отдельных частей, входящих в состав объекта основных средств, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты.

Акт составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем предприятия или лицом на то уполномоченным. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств.

Нематериальные (неосязаемые) активы – активы не имеющие физической натуральной формы, но наделенные «неосязаемой ценностью» и в силу этого приносящие субъекту дополнительный доход в течение длительного времени или постоянно. К нематериальным активам относят товарные знаки (знаки обслуживания), зарегистрированные места происхождения товаров, «цену фирмы» (гуд-вилл), ноу-хау, патенты и промышленные образцы, лицензии, интеллектуальную собственность, организационные расходы, права на пользование природными ресурсами, право на пользование производственной информацией, программное обеспечение ЭВМ, сервитуты и др.[3, c. 107]

Первоначальная стоимость нематериальных активов погашается путем начисления амортизации и включения ее в издержки производства или списания со счета других источников.

Выбытие нематериальных активов происходит при их реализации юридическим или физическим лицам, моральном износе, безвозмездной передаче юридическим или физическим лицам, списании в связи с доходных свойств, внесении в качестве в уставный капитал других субъектов

1.2 Методы оценки долгосрочных активов

Оценка основных средств в денежном выражении позволяет определить их объем, структуру, износ, планировать воспроизводство. Различают первоначальную, текущую, балансовую стоимость, стоимость реализации, ликвидационную стоимость, изношенную и остаточную стоимость основных средств.

Важным условием правильной организации учета основных средств является принятый единый принцип их оценки.

Основные средства могут оцениваться по следующим видам стоимости: первоначальной, текущей, балансовой, стоимости реализации, ликвидационной.

Первоначальная стоимость - стоимость фактически произведенных затрат по возведению или приобретению основных средств, включая уплаченные невозмещаемые налоги и сборы, а также затраты по доставке монтажу, установке, пуску в эксплуатацию и любые другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению.

Текущая стоимость - стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату.

Балансовая стоимость - первоначальная или текущая стоимость основных средств за вычетом суммы накопленной амортизации, по которой актив отражается в учете и отчетности.

Стоимость реализации - стоимость, по которой возможен обмен основных средств между хорошо осведомленными и готовыми к приведению сделки независимыми сторонами.

Ликвидационная стоимость - предполагаемая, стоимость запасных частей, лома, отходов, возникающих при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по выбытию.

Износ - процесс потери физических и моральных характеристик объектов основных средств.

Амортизация - стоимостное выражение износа в виде систематического распределения амортизируемой стоимости в течение срока службы.

Срок полезной службы - период, в течение которого предполагается получение экономической выгоды от использования основных средств.

Переоценка основных средств осуществляется путем прямого пересчета первоначальной или текущей стоимости применительно к рыночным ценам, складывающимся на момент проведения переоценки на соответствующие виды основных средств.

Задачей переоценки долгосрочных активов является определение реальной стоимости активов, в той мере, в какой это возможно в условиях становления рыночной экономики, создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране, привести в соответствие с реальными ценами налогооблагаемую базу.

В результате проведения переоценки каждый субъект собственности получает более достоверную информацию о количественном значении своего имущества в стоимостном измерении. Для субъектов всех форм собственности это крайне важно, чтобы объективно оценить свой уставной капитал и производственный потенциал, обеспечить гарантии в экономических отношениях со своими партнерами, банками, инвесторами и т.д. [10, c.94]

Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) существуют две модели учета основных средств после первоначального признания, основной подход и допустимый альтернативный подход. В первой модели за основу принята оценка по первоначальной стоимости, т.е. основные средства после признания отражаются по фактическим затратам за вычетом накопленной амортизации.

Вторая модель предполагает использование оценки по текущей стоимости: основные средства оцениваются по переоцененной стоимости, являющейся их справедливой стоимостью на дату переоценки за вычетом амортизации, накопленной после переоценки. [11, c.67]

Оценка нематериальных активов.Нематериальные активы отражаются в учете по первоначальной и остаточной стоимости, отдельно учитывается амортизация нематериальных активов.

Первоначальная стоимость представляет собой затраты по приобретению нематериальных активов или расходы по созданию нематериальных активов и доведению их до состояния, пригодного к использованию.

Затраты по приобретению нематериальных активов включает в себя суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением объектов.

Расходы по созданию нематериальных активов включают в себя начисленную соответствующим работникам оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты и общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Первоначальная стоимость выявляется в момент ввода объекта в действие и остается неизменной в течение всего срока нахождения нематериальных активов на предприятии.

Первоначальная стоимость определяется для объектов:

- внесенных в счет вкладов в уставной капитал – по согласованной стоимости;

- приобретенных за оплату у других организаций и лиц – по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведению их до состояния пригодного к использованию;

- полученных безвозмездно от других организаций и лиц – экспертным путем.

Главные задачи бухгалтерского учета нематериальных активов:

- обеспечение контроля за их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия;

- правильное и своевременное исчисление износа;

- получение сведений для правильного расчета налогов, перечисляемых в бюджет;

- получение данных для составления отчетности о наличии и движении нематериальных активов.

Синтетический учет нематериальных активов ведется на счетах подраздела 2700 (2710, 2730 счета). Эти счета по структуре активные, по назначению – основные, инвентарные, сложные, по экономическому содержанию – учитывают средства в сфере производства.

Данные счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении средств труда, которые в соответствии с установленным порядком относятся к нематериальным активам.

Подраздел 2700 предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности.

Аналитический учет по счетам 2710, 2730 ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов.

Счет 2740 «Амортизация нематериальных активов» предназначен для обобщения информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности и по которым проводится погашение стоимости. Эти счета пассивные, регулирующие, аналитический учет по ним ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов.

Нематериальные активы отражаются в учете по первоначальной и остаточной стоимости, отдельно учитывается амортизация нематериальных активов.

Схемы моделей оценки долгосрочных активов приведены в Приложении 2 и 3.

2 Анализ организация учета и аудита долгосрочных активов в ТОО «АтамекенПрод»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ТОО «АтамекенПрод»

ТОО «АтамекенПрод» было создано и зарегистрировано в качестве хозяйствующего субъекта 14.08.2002г. в г. Актобе.

Товарищество возглавляет директор, действующий на основании Устава.

Хозяйственную деятельность Товарищество осуществляет в соответствии с Уставом и действующим законодательством РК.

Основной деятельностью Товарищества является: производство мясных полуфабрикатов.

Целью хозяйственной деятельности Товарищества является получение чистого дохода и использование его по усмотрению директора Товарищества.

Лицом, осуществляющим управленческие функции (должностное лицо), является директор.

В Товариществе организацию бухгалтерской службы составляет главный бухгалтер.

Способ ведения бухгалтерского учета принимается:

1. автоматизированный, с применением персонального компьютера – для ведения учетных синтетических и аналитических регистров, счетов, для оформления первичных документов в момент совершения операций, а также ручной способ ведения.

Бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в тенге с применением компьютерной программы «1С: Предприятие 8.1».

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета.

Ведение аналитического учета операций и событий установлено исходя из потребностей Товарищества. Аналитические признаки группируются в один уровень счета на основании какой-либо одной характеристики (например, группы основных средств, виды материалов, статьи затрат, виды продукции, виды расчетов, виды резервов и т. п.). Для оформления фактов хозяйственной деятельности Товарищество применяет Типовые формы первичных документов, утвержденные приказом Министерства финансов РК от 2007года №123, и формы первичных документов, предусмотренные в программе «1С: Предприятие». Регистры бухгалтерского учета (ведомости учета хозяйственных операций, ведомости учета сгруппированных показателей активов, обязательств и собственного капитала) составляются в формате, предусмотренном программой «1 С: Предприятие», на базе которой ведется бухгалтерский учет в Товариществе. Первичные оправдательные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнение реквизитов), содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей), арифметически (подсчет сумм). Документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных, товарно-материальных и других ценностей, к исполнению не принимаются.

2.2 Анализ финансового состояния ТОО «АтамекенПрод»

В условиях рыночных отношений возросла роль анализа финансового положения предприятия, т.к. анализ финансовой устойчивости на определенную дату позволяет определить, на сколько предприятие правильно управляло финансовыми ресурсами в течении отчетного периода.

Внедрение автоматизированных систем позволит в будущем увеличить номенклатуру выпускаемой продукции и в случае необходимости с меньшими затратами подстроиться под условия рынка и производство необходимой продукции. Положительным фактором внедрения автоматизированных мощностей можно рассматривать и то, что это в будущем позволит увеличить само производство, что в свою очередь вызовет потребность в привлечении дополнительного персонала и рабочих.

Таблица 3 Анализ состава и размещения активов предприятия

Активы На начало периода На конец периода Отклонения
тыс. тенге % тыс. тенге % тыс. тг %
1. Внеоборотные активы Нематериальные активы   0,6   0,5 -19 -0,1
Основные средства   46,2   42,6 -680 -3,6
Незавершенное строительство   12,2   11,5 -107 -0,7
Долгосрочные фин. вложения   0,2   0,2    
Итого по разделу 1   59,1   54,7 -806 -4,4
2. Оборотные активы Запасы   22,6       4,4
сырье, материалы   15,9   14,8 -187 -1,1
затраты в незавершенном производстве   1,9   2,6   0,7
готова продукция и товары для перепродажи   4,8   9,7   4,9
расходы будущих периодов   0,03   0,04   0,01
НДС по приобретенным ценностям   1,5   1,4 -24 -0,1
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидается в течение 12 мес. после отчетной даты)   13,6   12,2 -339 -1,4
покупатели и заказчики   9,9   6,6 -1097 -3,3
прочие дебиторы   3,7   5,6   1,9
Краткосрочны фин. вложения   0,07   0,06 -7 -0,01
Денежные средства   3,2   4,7   1,5
Итого оп разделу 2   40,9   45,3   4,4
Баланс            

Вывод: увеличение валюты баланса на 1453 тыс. тенге свидетельствует о наращивании производственного потенциала предприятия ТОО «АтамекенПрод», но при этом внеоборотные активы уменьшились на 806 тыс. тенге. При этом основные средства уменьшились на 680 тыс. тенге и их удельный вес так же снизился на 3,6%. Оборотные активы увеличились на 2259 тыс. тенге Особенно увеличились запасы с 8292 тыс. тенге до 10314 тыс. тенге, то есть на 2022 тыс. тенге. Снижение дебиторской задолженности свидетельствует о платежеспособности предприятий-должников.

Далее проведем характеристику источников формирования имущества на предприятии ТОО «АтамекенПрод».

Таблица 4

Характеристика источников формирования имущества
предприятия

Показатели На начало На конец Отклонения
тыс. тенге %
Всего имущества (валюта баланса)        
В том числе:        
Собственные средства предприятия,       6,3
в процентах к имуществу 71,8 73,4 1,6  
из них:        
Наличие собственных оборотных средств, тыс. тенге       17,4
в процентах к собств. средствам   25,4 2,4  
Заемные средства, тыс. тенге     -197 -2
в % к имуществу 28,3 26,5 -1,8  
из них:        
1. Долгосрочные займы, тыс. тенге     -1405 -100
в % к заемным средствам 13,6   -13,6  
2. Краткосрочные займы, тыс. тенге     -155 -5,1
в % к заемным средствам 29,6 28,6 -1  
Кредиторская задолженность, тыс. тенге       34,5
в % к имуществу 14,7   4,3  

Вывод: источники формирования имущества сначала года увеличились на 36664 тыс. тенге до 38117 тыс. тенге отклонение составило 1453 тыс. тенге, а в процентном соотношении 4%. На начало года предприятие ТОО «АтамекенПрод» располагает собственными оборотными средствами на сумму 6053 тыс. тенге, а на конец года собственные оборотные средства возросли на 1051 тыс. тенге и удельный вес возрос на 17,4%. Таким образом, имущество предприятия в основном формируется за счет собственных средств. На конец года наблюдается тенденция снижения заемных средств, как в абсолютной сумме, так и в удельном весе. При этом темпы роста кредиторской задолженности опережают темпы роста краткосрочных кредитов. В дальнейшем необходимо установить, имеется ли на предприятии просроченная кредиторская задолженность. При ее наличии необходимо принять меры по ее погашению. Рост источников формирования имущества характеризует расширение сферы деятельности предприятия ТОО «АтамекенПрод» и привлечения для этих целей не только собственных, но и заемных средств.

Очередным этапом необходимо провести анализ ликвидности (платежеспособности) ТОО «АтамекенПрод».

Анализ ликвидности. Платежеспособность – это способность предприятия своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам. При анализе платежеспособности предприятия используют понятие ликвидности баланса – это способ обращать активы баланса в денежные средства для погашения обязательств. [14, c.153] В зависимости от способности превращаться в денежные средства (скорости превращения активов в денежные средства). Различают четыре групп активов:

А1 Наиболее ликвидные активы

А2 Быстро реализуемые активы

А3 Медленно реализуемые активы

А4 Трудно реализуемые активы

Пассивы баланса сгруппированы в отдельные группы в зависимости от сроков погашения задолженности.

П1 Наиболее срочные обязательства

П2 Краткосрочные пассивы

П3 Долго- и среднесрочные пассивы

П4 Постоянные пассивы

На основе групп показателей производится анализ ликвидности баланса, который принимает следующий вид (таблица 5):

Таблица 5

Анализ ликвидности баланса

АКТИВ На начало На конец ПАССИВ На начало На конец Платежный излишек или недостаток
Наиболее ликвидные активы (А1)     Наиболее срочные обязательства (П1)     -4203 -5460
Быстро реализуемые активы (А2)     Краткосрочные пассивы (П2)        
Медленно реализуемые активы (А3)     Долго- и среднесрочные пассивы (П3)        
Трудно реализуемые активы (А4)     Постоянные пассивы (П4)     -4650 -6633
БАЛАНС     БАЛАНС        

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место соотношение.

А1 >= П1

А2 >= П2

А3 >= П3

A4 <= П4

Так как одно из неравенств не соблюдается, то ликвидность баланса отличается от абсолютной. При этом наиболее ликвидные активы могут заменить менее ликвидные для погашения обязательств. На основе этого баланса рассчитывается текущая ликвидность путем сравнения групп А1 A2 и групп П1 П2

Текущая ликвидность = текущие активы (А1+А2) / текущие обязательства (П1+П2) (1)

Текущая ликвидность (н.г.) = (1190+4978) / (5393+3060) = 6168 / 8453 = 0,7

Перспективная ликвидность – это прогноз перспектив платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей.

Перспективная ликвидность = А3 - П3 (2)

Перспективная ликвидность (н.г.) = 8340 - 1405 = 6935

Более подробно степень платежеспособности характеризуют показатели и оценки платежеспособности с помощью коэффициентов ликвидности.

Показатели и оценки платежеспособности

1. Коэффициент текущей ликвидности (н.г.) = А1 + А2 / П1+ П2 (3)

Коэффициент текущей ликвидности (н.г.) = 6168 / 8453 =0,7

Коэффициент текущей ликвидности (к.г.) = 6439 / 10157 = 0,6

2. Коэффициент абсолютной ликвидности (н.г.) = А1 / П1 + П2 (4)

Коэффициент абсолютной ликвидности (н.г.) = = 1190 / 8453 = 0,2

Коэффициент абсолютной ликвидности (к.г.) = 1792 / 10157 = 0,2

3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

= СОС / А1+А2+А3 = (2 раздел – 5 раздел) / А1+А2+А3 (5)

На начало года = (15002 – 8949) / 14508 = 0,4

На конец года = (17261 – 10157) / 16790 = 0,4

Коэффициент текущей ликвидности показывает способность предприятия ТОО «АтамекенПрод» погасить свои текущие обязательства за счет текущих активов, а так же какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет денежных средств на различных счетах, а так же краткосрочных ценных бумаг и средств в расчетах дебиторской задолженности. Значение в данном примере не удовлетворяет требованию, так как коэффициент должен быть >= 2.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств предприятия ТОО «АтамекенПрод», необходимых для его финансовой устойчивости. Норма ограничений данного коэффициента не менее 0,1.

В зависимости от коэффициентов платежеспособности можно отнести предприятие ТОО «АтамекенПрод» к определенному классу платежеспособности предприятий.

На предприятии ТОО «АтамекенПрод» один из коэффициентов ниже нормы, следовательно, структура баланса считается неудовлетворительной, а предприятие не платежеспособным. В этом случае рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности, который показывает, способно ли предприятие в течение ближайших 6 месяцев восстановить свою платежеспособность, то есть погасить свои обязательства. Норма ограничения данного коэффициента должна быть >=1.

Коэффициент восстановления платежеспособности = Коэффициент текущей ликвидности (к.г.) + 6/Т (Ктл(к.г.) – Ктл(н.г.)) / 2 (6)

Квп = 0,6 + 6/12(0,6 – 0,7)/2 = 0,3

Коэффициент восстановления платежеспособности ниже нормы (0,3<1) следовательно, предприятие не сможет погасить свои обязательства в течение 6 месяцев.

Для начала проведем анализ наличия собственных и оборотных средств по данным, которые представлены в таблице 6.

Таблица 6. Анализ наличие и движение собственных и заемных средств

Показатели На начало года На конец года Отклонения
1. Текущие активы предприятия      
в том числе      
запасы      
дебиторская задолженность до 12 мес.     -339
денежные средства      
2. Текущие обязательства      
в том числе      
займы и кредиты     -155
кредиторская задолженность      
3. Наличие собственных оборотных средств      

Вывод: из выше приведенной таблицы следует, что текущие активы предприятия ТОО «АтамекенПрод» увеличились на 2290 тенге. В том числе запасы увеличились на 2022, что говорит о том, что предприятие не очень активно продает свою продукцию. Снижение дебиторской задолженности говорит о том, что предприятия должники выплачивают нам долги. Займы и кредиты снизились, следовательно, предприятие не нуждается в кредитах и заемных средствах. В целом наличие собственных оборотных средств увеличилось на 1082.

Таблица 7

Анализ состояния оборотных средств предприятия

Виды оборотных средств На начало периода На конец периода Отклонения
Запасы, всего      
в том числе:      
сырье, материалы     -187
незавершенное производство      
товары для перепродажи      
расходы будущих периодов      
НДС по приобретенным ценностям     -24
Дебиторская задолженность (в течение 12 мес.)     -339
в том числе:      
покупатели и заказчики     -1097
прочие дебиторы      
Краткосрочные финансовые вложения     -7
Денежные средства, всего      
Итого оборотных средств      

Следующим этапом рассчитаем анализ результатов деятельности фирмы. Результаты представим в таблице 8.

Таблица 8

Анализ результатов деятельности фирмы

  Показатели На начало года На конец года Отклонения  
  Прибыль от продаж     -1399  
  Балансовая прибыль     -1261  
  Чистая прибыль     -785  
  Выручка        
  Себестоимость        
  Коммерческие расходы        
  Результаты по операционной деятельности -1163 -996    
  Результаты по внереализационной деятельности -64 -331 -267  
  Прибыль до налогообложения     -1261  
  Налог на прибыль     -476  
  Прибыль от обычной деятельности     -785  
  Рентабельность продаж 12,44% 8,98% -3,46%  
  Рентабельность реализации продукции 6,80% 4,89% -1,91%  
  Рентабельность основной деят-ти 14,79% 10,30% -4,49%  
Продолжение таблицы 7
  Рентабельность продукции 10,65% 7,61% -3,03%  
           

Далее проведем анализ показателей рентабельности. При анализе устанавливается динамика рентабельности по сравнению с планом, данными за предыдущие периоды. Выявляется тенденция рентабельности, выявляются и исследуются причины изменения рентабельности, производится расчет количественного влияния факторов на рентабельность. Финансовое состояние предприятия зависит от его рентабельности. Поэтому данному вопросу уделяется особое внимание. Изыскиваются резервы повышения рентабельности, разрабатываются мероприятия, способствующие ее росту.

Проведем анализ показателей рентабельности ТОО «АтамекенПрод». Полученные результаты представим в таблице 9.

Таблица 9

Анализ показателей рентабельности

показатели на начало года на конец года отклонения
1. Выручка      
2. Себестоимость      
3. Прибыль до налогообложения     -1261
4. Прибыль от продаж     -1399
5. Чистая прибыль     -785
6. Рентабельность продаж 12,44% 8,98% -3,46%
7. Рентабельность основной деятельности предприятия 8,09% 5,61% -2,48%
8. Общая рентабельность 12,66% 8,73% -3,93%
9. Рентабельность капитала 8,09% 5,61% -2,48%
10. Рентабельность основного капитала 23,09% 20,22% -2,87%
11. Рентабельность оборотного капитала 33,34% 24,52% -8,83%
12. Рентабельность заемного капитала 55,89% 41,52% -14,38%
13. Рентабельность собственного капитала 19,01% 15,08% -3,93%
14. Рентабельность оборота 10,65% 7,61% -3,03%

Вывод: рентабельность капитала, основного собственного и заемного снизилась. Следовательно, предприятие неэффективно использует собственный капитал. Вместе с тем наблюдается снижение рентабельности по основной деятельности, по рентабельности продаж, обороту и общей рентабельности, что свидетельствует о плохой деятельности трудового коллектива, нет намеренности направить усилия на снижение себестоимости продукции, более эффективному использованию производственных мощностей, повышения качества продукции, роста производительности труда.

Более объективную оценку эффективности использования имущества предприятия, основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала позволяет сделать анализ деловой активности.

Под деловой активностью предприятия понимается в широком смысле слова репутация предприятия ТОО «АтамекенПрод», широта рынков сбыта продукции, уровень эффективности использования капитала, устойчивости экономического роста. Уровень рентабельности предприятия в значительной мере влияет на степень деловой активности предприятия и конечном счете на уровень его конкурентоспособности.

Проведем анализ деловой активности по показателям ТОО «АтамекенПрод». Данные представим в таблице 10.

Таблица 10

Анализ деловой активности предприятия

Показатели На начало На конец Отклонения
1. Коэффициент оборачиваемости всего капитала 279,47% 308,55% 29,08%
2. Продолжительность одного оборота капитала 130,61 118,30 -12,31
3. Оборачиваемость оборотного капитала 4,90 5,00 0,10
4. Продолжительность одного оборота капитала 63,47 85,69 22,21
5. Оборачиваемость основного капитала 731,99 826,10 94,11
6. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 14,77 18,60 3,83
7. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 0,65 0,70 0,05
8. Продолжительность оборота кредиторской задолженности 561,21 519,11 -42,09
9. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции 42,26 23,42 -18,84
10. Продолжительность оборота готовой продукции 8,64 15,59 6,95

Темпы роста основных экономических показателей согласно «Золотого правила экономики» на предприятии с высоким уровнем деловой активности должны соблюдаться следующие условия: Тп > Тв > Та> 100%

Рассчитаем темп роста прибыли, выручки, активов на данном предприятии:

Тп = 6567/7828*100% = 83,89%

Тв = 86270/73528*100% = 117,33%

Та = 38117/36664*100% = 103,96%

83,89% < 117,33% > 103,96 > 100%

Вывод: «Золотой правило экономики» не выполняется, следовательно, предприятие с достаточно не устойчивой деловой активностью. О чем свидетельствует соотношение показателей в формуле.

Повышение коэффициента оборачиваемости свидетельствует об эффективном использовании имущества и капитала предприятия. При этом наблюдается увеличение продолжительности одного оборота, что позволяет увеличить количество привлекаемых ресурсов, но при этом при чрезмерно быстрой оборачиваемости текущих активов уровень оборотных средств может оказаться не достаточным для поддержания ликвидности, а так же для осуществления бесперебойного производственного процесса, что увеличивает риск потери платежеспособности и ведет к потерям прибыли.

Вывод: В целом оборотные средства предприятия ТОО «АтамекенПрод» увеличились, но не намного. Снижение дебиторской задолженности свидетельствует о платежеспособности предприятий – должников. Но увеличение товаров для перепродажи на складе на 1944 говорит об уменьшении объемов продаж. Покупатели и заказчики так же снизили свою активность в сотрудничестве с нашим предприятием на 1097 по сравнению с началом периода.

2.3 Учет долгосрочных активов в ТОО «АтамекенПрод»

Учет основных средств осуществляется в соответствии с НСФО №2 и МСБУ 16 «Недвижимость, здания и оборудование» - организации составляющие отчеты в соответствии с МСФО.

На предприятии ТОО «АтамекенПрод» учёт основных средств ведётся на активных инвентарных счетах подраздела 2410 «Основные средства», в состав которого входят следующие счета:

2411 «Земля», 2412 «Здания», 2413 «Машины и оборудование», 2414 «Транспортные средства», 2415 «Компьютеры, периферийные устройства и оборудование по обработке данных», 2416 «Офисная мебель», 2417 «Производственный инвентарь и принадлежности». Основные средства могут поступать на предприятие в результате строительства производственных и жилых зданий и сооружений, приобретения машин и оборудования, изготовления своими силами инвентаря, мебели, безвозмездного поступления от других объектов и физических лиц, финансируемой аренды объектов.

Учётной политикой хозяйствующего субъекта определяется порядок оприходования поступивших основных средств, состав комиссии, осуществляющей осмотр и приёмку объектов, и порядок оформления соответствующей документации.

Поступление основных средств оформляется “Актом приемки–передачи основных средств” (форма № ОС–1), которая составляется созданной комиссией. Акт заполняется на каждый инвентарный объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект. Акт приемки-передачи составляется двумя сторонами – принимающей объект и передающей, с указанием полной характеристики объекта, его первоначальной стоимости и суммы накопленного износа (если объект ранее находился в эксплуатации). В акте дается заключение комиссии о техническом состоянии объекта и результатах испытания.

Акт приемки-передачи основных средств заполняется:

· при оформлении ввода в эксплуатацию принятых основных средств в одном экземпляре;

· при безвозмездном получении и получении от учредителей в двух экземплярах (для субъектов сдающего и принимающего объект);

· при приобретении основных средств с последующей оплатой в трех экземплярах: первые два экземпляра для субъекта сдающего объект (где первый экземпляр служит для снятия с учета основных средств, а второй для предъявления счета к оплате), третий экземпляр субъекту принимающему объект.

При поступлении основных средств составляется следующая корреспонденция (Таблица 11).

Таблица 11

Корреспонденция счетов по учету основных средств

Содержание операции Дебет Кредит
поступление основных средств от учредителей, внесенных в счета вклада в уставный капитал    
приобретение основных средств за плату у других предприятий или лиц, а также созданных на самом предприятии    
основные средства, поступившие от других предприятий и лиц безвозмездно или в качеств субсидии правительственного органа    
основные средства изготовленные самим предприятием 2412- 2417  
перемещение основных средств внутри предприятия 2412-2417 2411-2417
при инвентаризации выявлены неучтённые основные средства 2412-2417  

Поступление основных средств оформляется следующими первичными документами:

· акт приемки оборудования (ф. № ОС-14);

· акт приемки-сдачи отремонтированных объектов (ф. № ОС-3);

· накладная на внутреннее перемещение (ф. № ОС-2);

· акт на списание основных средств (ф. № ОС-4).

Учет износа основных средств.Основные средства на предприятии ТОО «АтамекенПрод» участвуя в течение длительного времени в процессе производства, постепенно изнашиваются, т.е. под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они утрачивают свои свойства и приходят в негодность. На предприятие начисляют амортизацию по основным средствам с момента, когда они готовы к эксплуатации, и продолжить начислять до момента прекращения признания, даже если в течение этого периода объект не использовался. МСБУ 16 разрешают использовать разные методы начисления амортизации.

Предприятие самостоятельно избирает метод начисления амортизации для каждой группы основных средств. Избранный метод используется из года в год, и изменяться может только тогда, когда другой метод будет более соответствовать распределению экономической выгоды от использования основных средств. Корреспонденция счетов по учету амортизационных отчислений в ТОО «АтамекенПрод» представлена в таблице 12.

Таблица 12

Корреспонденция счетов по учету амортизации основных средств

Содержание операции Дебет Кредит
Начисление амортизации по О.С., используемым: - в строительстве при хоз способе    
-при реализации продукции, товара    
- в административных целях    
- в основных и вспомогательных производствах    
Списание О.С. на сумму накопленной амортизации    

Ежемесячно в течение года сумма начисленной амортизации по видам основных средств корректируется в зависимости от поступления и выбытия основных средств.

По полностью амортизированным основным средствам начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем, когда стоимость этого объекта была полностью перенесена на расходы субъекта.

Начисленные суммы амортизации основных средств служат основой для отражения в учете их износа.

В плане счетов для учета износа основных средств предназначены счета подраздела 2400 “Основные средства”.

Данные счета являются пассивными, регулирующими. По кредиту этих счетов отражается:

· остатки накопленных сумм износа объектов основных средств;

· суммы начисленного износа основных средств за отчетный период.

По дебету этих счетов отражается суммы износа по выбывшим основным средствам.

Основные бухгалтерские проводки по учету износа основных средств приведены в таблице 13.

Таблица 13

Учет износа основных средств

№ пп Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Начисление износа основных средств, используемых:    
в процессе реализации товаров;    
для общих и административных целей;    
в производственном процессе;    
в социальной сфере.    
2. Начисление износа основных средств, сданных в текущую аренду.    
3. Увеличение суммы накопленного износа основных средств за счет их индексации.    
4. Списание суммы накопленного износа по выбывшим основным средствам.    

Выбытие основных средств. Основные средства выбывают тремя основными способами:

· списываются из-за полной невозможности их дальнейшего использования;

· продаются;

· обмениваются

Для определения непригодности основных средств, невозможности и экономической нецелесообразности проведения их восстановительного ремонта по приказу руководителя предприятия создается постоянно действующая комиссия в составе главного инженера или заместителя руководителя (председатель), главного бухгалтера или его заместителя, материально ответственных лиц, представителя собственника, соответствующие специалисты. Комиссия составляет «Акт на списание основных средств «(ф.№ОС-3) и «Акт на списание автотранспортных средств» (ф.№ ОС-4) в двух экземплярах. Первый передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, акты утверждает руководитель. После их утверждения приступают к разборке (ликвидации) объекта. Полученные от ликвидации запасные части, агрегаты, металлолом и др. ценности приходуют на соответствующие счета по ценам возможного использования или реализации. На основании актов на ликвидацию о.с. делают отметки о выбытии в инвентарных карточках, описях инвентарных карточек и инвентарном списке основных средств по месту их нахождения, эксплуатации.

Корреспонденция счетов типовых операций по подразделу 2400 «Основные средства» представлены в таблице 14

Таблица 14

Корреспонденция счетов типовых операций по подразделу 2400 «Основные средства»

Содержание операций Дебет Кредит
Списание ОС по ветхости, износу, стихийных бедствий: - на балансовую стоимость - на сумму накопленного износа    
Списание безвозмездно переданных основных средств: - на балансовую стоимость - на сумму амортизации    
Возврат арендодателю основных средств, из долгосрочной аренды: - на первоначальную стоимость - на сумму накопленной амортизации    

Учет наличия и движения нематериальных активов.

Нематериальные активы учитываются на этих счетах по первоначальной стоимости.

Нематериальные активы поступают различными способами:

· от учредителей в качестве вкладов уставный капитал;

· путем приобретения;

· при безвозмездной передаче сторонними юридическими и физическими лицами.

Поступление и выбытие нематериальных активов оформляют Актом приемки-передачи нематериальных активов (ф.№ НОК-1).

Отражение в учете поступления нематериальных активов производится на основе корреспонденции счетов приведенных в таблице 14.

Выбытие нематериальных активов может происходить в виде:

· вклада в уставный капитал других организаций;

· безвозмездной передачи в совместную деятельность;

· ликвидации и реализации.

Таблица 15

Учет поступления нематериальных активов

Содержание операций Документ Дебет Кредит
Поступление нематериальных активов в качестве вклада в уставной капитал. Акт приемки-переда­чи нематериальных активов 2710,2730  
Поступление нематериальных активов в порядке безвозмездной передачи. Акт приемки-переда­чи нематериальных активов 2710,2730  
Приобретение нематериальных активов у юридических лиц. Налог на добавленную стоимость Акт приемки-переда­чи нематериальных активов 2710,2730 3310,3350 3310,3350
Приобретение нематериальных активов у физических и юридических лиц с оплатой стоимости из кассы или расчетного или валютного счетов. Налог на добавленную стоимость Выписка из расчетного, валютного счетов, расходный кассовый ордер. 2710,2730 1010,1030 1010,1030
Отражение организационных затрат     1010,3140

При выбытии нематериальных активов их балансовая (остаточная) стоимость списывается с кредита соответствующих счетов подраздела 27 “Нематериальные активы” в дебет счета 7410 “Расходы по реализации нематериальных активов”.

Доход от реализации нематериальных активов отражается по кредиту счета 6210 “Доход от реализации нематериальных активов”.

Основные бухгалтерские проводки по учету выбытия нематериальных активов приведены в таблице 16.

Учет амортизации нематериальных активов.Амортизация по нематериальным активам начисляется ежемесячно по нормам, рассчитанным из первоначальной стоимости и срока предполагаемого полезного использования нематериальных активов.

По всем видам нематериальных активов предприятие ТОО «АтамекенПрод» составило обоснованный расчет срока их использования.

Таблица 16

Учет выбытия нематериальных активов

Содержание операции Документ Дебет Кредит
Списание и безвозмездная передача нематериальных активов: балансовая стоимость; сумму амортизации Акт ликвидации. Акт приемки нематериальных активов.   2710,2730 2710,2730
Реализация нематериальных активов

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: