Бухгалтерский и налоговый учет поступления и выбытия НМА

Как уже отмечалось выше, основными документами, подтверждающими поступление нематериальных активов в организацию (права собственности на эти нематериальные активы), являются патенты и свидетельства (при создании объекта силами самой организации) либо лицензионные договоры и исключительные лицензии (при уступке прав). Попутно следует заметить, что эти же документы служат основанием для отражения и в налоговом учете.

Для отражения в бухгалтерском учете таких НМА, как организационные расходы и деловая репутация фирмы, помимо документов, в которых оговаривается сделка (учредительные документы, договор на приобретение предприятия как имущественного комплекса и т.п.), необходимо иметь также документы, подтверждающие сам факт получения нематериальных активов (акты приемки-передачи).

В бухгалтерском учете такие документы являются основанием для оприходования актива в качестве внеоборотного. Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению, любое поступление нематериальных активов отражается в учете с применением счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 5 "Приобретение нематериальных активов":

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение НМА»

К 60 (либо счета учета затрат) - оприходован объект НМА (собраны затраты по созданию или приобретению НМА).

Кроме того, в целях постановки нематериального актива на учет в качестве действующего (участвующего в процессе производства, приносящего доходы), а также для начала начисления амортизации необходимо составить Акт ввода объекта нематериальных активов в эксплуатацию. В бухгалтерском учете на основании данного документа будет сделана проводка:

Д 04 «Нематериальные активы», субсчета разграничиваются по видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

К 08-5 - введен в эксплуатацию объект НМА.

Действующими нормативными актами не предусмотрены какие-либо унифицированные формы такого рода первичных документов. Поэтому каждое предприятие - владелец нематериального актива самостоятельно занимается их разработкой. В этом случае следует помнить два основных требования законодательства:

1) данный документ должен иметь ряд обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Федерального закона о бухгалтерском учете (наименование документа, дата составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей ответственных лиц, личные подписи указанных лиц);

2) самостоятельно разработанный организацией документ (Акт ввода нематериального актива в эксплуатацию) должен быть зафиксирован в приложении к учетной политике предприятия (п. 5 ПБУ 1/98).

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным объектом НМА считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использование для управленческих нужд организации (п. 5 ПБУ 14/2007).

Для учета всех видов НМА, поступивших в организацию, применяется Карточка учета нематериальных активов (форма N НМА-1), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а. Эта форма является единственным унифицированным первичным документом по учету нематериальных активов (см. папку «Нормативные документы»).

В соответствии с п. 6 ПБУ 14/2007 все нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости. Однако порядок определения этой стоимости различается в зависимости от способа поступления НМА в организацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: