Основные формы чувственного познания

Чувственное познание – вид познания, преимущественно опирающийся на данные органов чувств (зрение, слух и т.д.). В чувственном познании выделяют три основные формы: ощущения, восприятия, представления.

Ощущения – наиболее элементарные чувственные данные, своего рода «сенсорные атомы» чувственного познания; непосредственное реагирование. Они просты по сенсорной модальности, т.е. представляют собой чистый звук, цвет, вкус и т.д., и мгновенны во времени. В обычном состоянии сознания мы обычно не имеем дело с ощущениями, и только когда человек засыпает или выпьет, его чувственное восприятие начинает «крошиться» на отдельные ощущения – мелькания вспышек света-цвета, звуковые всплески и т.д.

Восприятия – более интегральная форма чувственного познания, представляющая из себя комплексы ощущений, организованные в пространстве и времени; образ, отражающий целостный облик предмета. Именно с восприятиями мы имеем дело в обычном состоянии сознания, когда воспринимаем длящиеся во времени зрительные образы, состоящие из множества цветов, степеней света-тени, или когда слушаем музыку, воспринимая множество аккордов, сменяющих друг друга во времени.

Представления – еще более высокий уровень организации чувственного восприятия, объединяющий в себе множество восприятий в пространстве и времени. Ощущения и восприятия навязываются человеку, мало зависят от его воли (нельзя не видеть цвет с открытыми глазами, нельзя не слышать звук). Представления же могут вызываться и убираться человеком по собственной воле. Классический пример представления – память, когда человек вспоминает то, что он воспринимал в прошлом. У подавляющего большинства людей представления не такие яркие, как ощущения и восприятия (воспоминание цвета не столь яркое, как сам этот цвет в момент его восприятия). Ощущения и восприятия возникают в момент взаимодействия с объектом, порождающим эти чувственные образы; представление может существовать в сознании человека, независимо от того, существует сейчас источник этого представления или нет. Представление более активно, не только его присутствие-отсутствие может формироваться субъектом, но и состав этого представления (из частей восприятия человека и лошади, можно скомбинировать новый целостный образ – образ кентавра, который никогда не воспринимался как таковой и потому подлежит только представлению). Представление лежит на границе между чувственным и рациональным познанием, обнаруживая в себе элементы мышления.

Характеристиками чувственного познания являются его конкретность и конечность. Конкретность – сильная сторона чувственного познания; выражается в том, что оно сообщает нам уникальную информацию о наше материальном мире в отдельном месте и времени. Конечность – слабая сторона; в чувственном познании мы можем получить информацию только о конечном числе объектов, событий, конечной части пространства и времени. Информацию о бесконечном можно получить только рациональным познанием.

К чувственному познанию можно отнести и эмоции: гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и т.д. Чувственное познание во многом формирует и организует язык. Реально значимыми понятия являются тогда, когда они соединяются с осознанием возможностей их практического использования для реальных потребностей, для изменения, преобразования предметов и т.д. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются, уточняются.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: