double arrow

Понятие субъекта и объекта в гносеологии. Основные гносеологические концепции

Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом выступает индивид, коллектив, общество в целом. Человек как субъект – общественное, социальное существо. Подлинным субъектом во все эпохи выступает человечество, а отдельный человек – его представитель. На человека как субъекта влияет время, эпоха, общество. Историческая конкретность субъекта: он обладает определенным объемом знаний, интеллектуальным потенциалом.

Объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, познавательная деятельность субъекта. Объект в его отношении к субъекту – это познанная реальность, та, которая стала фактом сознания. Субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта. Объект – природа, общество, сам человек и его сознание. Но каждую историческую эпоху объект познания конкретен, включает часть, определенные фрагменты природных и социальных процессов.

Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. В субъекте и объекте есть момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Объектами могут выступать не только материальные, но и духовные явления.

Познание слагается из ряда психических актов: ощущение, восприятие, представления, образование понятий (идей) и суждений. Основные вопросы теории познания (гносеологии): признание или отрицание соответствия между нашими представлениями и действительностью, в определении источников и содержания познания. Главные направления теории:

1. Скептицизм (познание относительно и недостоверно; познание абсолютного недоступно).

2. Рационализм (источником познания является разум и присущие ему идеи): а) догматический (Гегель, признание тождества действительности и мышления), б) критический (Кант, пределы познания – в свойствах наших психических способностей).

3. Реализм (источником познания служит опыт, внешний: эмпиризм, сенсуализм = Локк; или внутренний: спиритуализм).

4. Мистицизм (источник познания – сверхчувственное общение с божеством).

5. Идеализм (истинное бытие признается лишь в представлениях нашего ума; Юм, Беркли, Фихте; имманентная философия).

6. Материализм (истинное бытие признается лишь в веществе).

7. Позитивизм (содержанием познания служат лишь предметы опыта).

8. Эмпириокритицизм (соединяет элементы вышеупомянутых систем).

Центральная проблема познавательного отношения человека к миру – проблема познаваемости мира. Трудности в решении вопроса: наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители (глаз реагирует на свет, цвет, а также механическое или электрическое раздражением свето- и цветоощущением). На почве этого сомнения родился скептицизм.

Агностицизм. Юм. Человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о существовании и познании внешнего мира становится бессмысленным.

Кант. Признавал существование внешнего мира, но это мир вещей-в-себе, недоступных человеку, который ограничивается в познании миром своих ощущений.

Диалектико-материалистическая философия. Наши ощущения, представления, понятия, как продукты развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Способность человека познавать мир – это итог, вывод изо всей истории развития познания, процесса непрерывного превращение непознанных вещей, вещей-в-себе, в вещи познанные, вещи-для-нас. Решающее подтверждение – в предметной практической деятельности. В практике, эксперименте, опредмечивая свои знания и сопоставляя их с объектами человек доказывает свою способность познавать мир.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: