Управление инвестиционной деятельностью предприятия. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов

Инвестиционный проект представляет собой комплексный план мероприятий, направленный на создание нового или реконструкцию действующего производства товаров и услуг, для достижения стратегических целей фирмы, получения прибыли или достижения иного значимого результата.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ – это процесс координации трудовых, материальных и финансовых ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта с применением системы современных управления для достижения определенных в проекте результатов.

Наиболее часто используются три схемы управления проектами:

1) Основная схема – схема, при которой руководитель проекта представляет интересы заказчика и не несет финансовой ответственности за принимаемые решения. В роли руководителя может выступать любая фирма-участник проекта. Она отвечает за координацию и управление ходом разработки и реализации проекта. Преимуществом такого метода является объективность менеджера. Недостатком – риск невыполнения всех требований лежит на заказчике.

2) Схема расширенного управления предполагает, что руководитель несет ответственность за проект в пределах финансирования сметной стоимости.

3) Схема «под ключ» - руководитель, проектно-сметная фирма и заказчик заключают контракт на условиях сдачи объекта «под ключ» в соответствии с заданной стоимостью и сроком.

Каждая из указанных схем реализуется временной (созданной на период реализации проекта) группой, включающей в себя в зависимости от сложности и отраслевой принадлежности специалистов различного профиля.

Методология управления проектами содержит различные методы количественной оценки влияния организационных и производственных факторов на результаты деятельности всех участников инвестиционного проекта, позволяет найти близкие к оптимальным решения. Наиболее часто используются математические методы, в основе которых лежат модели исследования операций, а именно: КРА, математическое моделирование и программирование, метод экспертных оценок и т.д.

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов – это способы определения целесообразности долгосрочного вложения капитала в различные объекты (проекты, мероприятия) с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости. Инвестиционные проекты должны подвергаться детальному анализу с точки зрения конечных результатов, критерия оптимальности – показателя, выражающего предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных альтернатив и выбора из них наилучшего.

К традиционным оценочным показателям относятся: срок окупаемости вложений, простая норма прибыли, точка безубыточности.

Метод расчета окупаемости инвестиций заключается в определении необходимого для возмещения инвестиций периода времени, за который вложенные средства окупятся доходами, полученными от реализации проекта. Более точно под сроком окупаемости понимается продолжительность периода времени, в течение которого сумма дисконтированных будущих доходов будет равна сумме денег, вложенных в проект в первоначальный период времени.

Подходы к расчету окупаемости:

1. Заключается в том, что сумму первоначальных вложений делят на среднегодовые поступления. Применяется, когда поступления равны по годам.

2. Состоит в определении денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта с нарастающим итогом.

3. Определяет срок окупаемости как отношение первоначальных капитальных вложений (К) к ожидаемой чистой прибыли (ЧП) или разнице между годовыми доходами (Д) и затратами (З) без амортизации (А):

Сок = К / (Д – З + А) = К / ЧП

Метод расчета средней нормы прибыли на инвестиции основан на использовании информации бухгалтерской отчетности.

Средняя норма прибыли на инвестиции рассчитывается как отношение средней нормы прибыли из данных отчетности к среднему размеру инвестиций. При этом прибыль можно определить без учета выплаты налога на прибыль (показатель брутто-прибыли) или с учетом выплаты данного налога (чистая прибыль). Чаще используют чистую прибыль, т.к. она лучше характеризует выгоду, которую получат инвесторы. Размер инвестиций в данном расчете определяют как среднюю величину между стоимостью активов на начало инвестирования и конец расчетного периода:

НП = 100 * П * (1-Н) * [(Кни * Кки)/2]

П – брутто-прибыль

Н – коэффициент налогообложения

Кни – капитальные вложения на начало инвестирования

Кки - капитальные вложения на конец инвестирования.

Метод расчета точки безубыточности отражает уровень физического объема продаж на протяжении расчетного периода времени, при котором выручка от реализации продукции (работ, услуг) совпадает с затратами производства. Безубыточное производство – это число единиц продукции, которое можно произвести и реализовать, чтобы полностью покрыть годовые постоянные затраты при данной цене реализации и переменных издержках производства. Точку безубыточности можно рассчитать алгебраическим путем, если выразить ее в физических единицах ежегодно производимой продукции:

Q = Ип / (Ц –Уп)

Ц – цена изделия, Q – объем продаж, Уп – удельные переменные издержки, Ип – постоянные издержки.

С помощью точки безубыточности можно сделать следующие выводы:

1. Высокая точка безубыточности нежелательна, т.к. при ней фирма становится зависимой от изменения уровня производства;

2. Чем выше постоянные затраты, тем выше точка безубыточности

3. Чем значительней разность между ценой и удельными переменными затратами, тем ниже точка безубыточности.

ТЕМА. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. Сущность финансового планирования.

2. Система финансовых планов. Финансовый аспект бизнес-плана

3. Методы планирования

1. Сущность финансового планирования.

Планирование и прогнозирование — важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами. В рыночной экономике финансовое планирование и прогнозирование тесно связаны.

Финансовое планирование правомерно рассматривать как планомерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов. Финансовое планирование — это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и эффективное использование с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовое планирование — важная составная часть планирования деятельности предприятия в целом. Основным назначением внутрифирменного финансового планирования является расчет потребности в денежных средствах, необходимых для финансирования расходов и выполнения обязательств, объема и структуры затрат, определение эффективности итогов работы предприятия. Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку различных финансовых планов и расчетов в целях управления финансами предприятия.

В ходе финансового планирования на предприятиях решаются следующие задачи:

• обеспечение денежными средствами планируемых затрат по всем видам деятельности;

• сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

• оптимизация распределения выручки и прибыли, увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

• определение взаимоотношений с бюджетом, оптимизация налоговой нагрузки;

• определение взаимоотношений с банками и кредиторами, оптимизация структуры капитала;

• разработка политики финансовых вложений и инвестиций;

• осуществление финансового контроля за законностью и целесообразностью планируемых операций и ситуаций.

Сущность финансового планирования можно определить как процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и капитала, иными словами, как процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и капитала.

Финансовый прогноз — это научная предпосылка управления финансами. Финансовый прогноз отличается от простого предсказывания будущей ситуации тем, что прогноз базируются на одном или нескольких гипотетических предположений. Он отвечает на вопрос: «Что может случиться, если...?»

Финансовое планирование базируется на следующих принципах:

принцип объективной необходимости предполагает использование финансового плана как первоначальной стадии управления экономикой (предприятием);

принцип эффективности предусматривает использование финансового планирования как инструмента получения положительных финансовых результатов, достижения намеченного эффекта;

принцип комплексности вытекает из полного согласования производственных и финансовых планов, согласования движения материальных и финансовых ресурсов;

принцип научности отвечает за соответствие намеченных задач закономерностям развития общества. Данный принцип осуществляет координацию финансовых планов во времени и пространстве.

Финансовое планирование – это многоплановая работа, состоящая из следующих этапов:

1. анализ финансовых ситуаций, а также инвестиционных вариантов и возможности финансирования объекта для которого составляется финансовый план;

2. прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и финансового ущерба;

3. выбор оптимальных вариантов финансового обеспечения из ряда возможных решений;

4. составление финансового плана, его корректировка и его конкретизация;

5. исполнение финансового плана;

6. анализ и контроль исполнения финансового плана.

2. Система финансовых планов. Финансовый аспект бизнес-плана

Основой финансового планирования являются финансовые планы. Предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов.

Финансовый план хозяйствующего субъекта — это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовый план может составляться в форме баланса доходов и расходов, бюджета или сметы.

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы:

1. перспективное финансовое планирование;

2. текущее финансовое планирование;

3. оперативное финансовое планирование.

Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды. Текущие планы – это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени. При этом, как видно из определения каждого вида планирования, основной упор делается на срок, на который разрабатывается план, и в этом случае перспективные планы тождественны долгосрочным, среднесрочные – текущим, а краткосрочные – оперативным.

Финансовое планирование выражается в разработке финансовых прогнозов, программ и планов. В состав финансового плана могут входить:

· Прогноз – заключение о предстоящем развитии события. Прогнозирование означает разработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом или его различных частей. В отличие от планирования прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы.

· Программа – директивный, адресный, плановый документ. Программа предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения планируемых работ, относящихся к разным сферам деятельности.

· Концепция – документ, выражающий единый замысел какого-либо явления.

· План представляет собой намеченную на определенный период работу с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения.

· Бюджет представляет собой детальный план или смету, которая в цифровом выражении отражает планируемые объемы продаж, расходов, прибыли.

· Платежный календарь - это график поступлений средств и платежей компании. С помощью платежного календаря финансовый менеджер осуществляет управление денежными потоками компании и контролирует их исполнение.

· Смета - финансовый план бюджетных организаций, в котором в основном отражаются расходы данной организации.

· Баланс доходов и расходов - обобщающая часть финансового плана, в которой отражаются в стоимостном выражении результаты производственно-хозяйственной деятельности: доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; кредитные взаимоотношения; взаимоотношения с бюджетом.

Бизнес-план деятельности предприятия - это программа его производственно-хозяйственной деятельности на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями приобретения ресурсов. Бизнес-план рекомендуется разрабатывать на 3-5 лет (иногда на год), причём основные показатели для первого года рассчитывать на каждый месяц, для второго – поквартально, а начиная с третьего года – на годовой период их функционирования.

В практике планирования в зависимости от решаемых организацией задач можно выделить следующие типы бизнес-планов:

1) производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности организации; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, конъюнктуры рынка;

2) инвестиционный бизнес-план, который является основным документом, позволяющим обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта, определить доходы и расходы, способствовать самофинансированию в будущем, рассчитывать поток реальных денег, проанализировать безубыточность, окупаемость и другие показатели. В инвестиционном бизнес-плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов — обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им;

3) бизнес-план финансового оздоровления, который составляется организацией, находящейся в состоянии неплатежеспособности, и предлагает финансовое оздоровление организации в период наблюдения или внешнего управления ее имуществом;

4) бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств организации или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.

Структуру бизнес-плана определяет сама организация, однако обычно он включает следующие разделы:

1. Общие сведения;

2. Резюме;

3. Прогнозирование производства продукции, оценка рынков сбыта и конкурентов;

4. План маркетинга;

5. План организации производства;

6. Организация и управление предприятием;

7. Юридический план;

8. Меры по предупреждению спада производства;

9. Финансовый план;

10. Стратегия финансирования.

Финансовый аспект бизнес-плана представлен в дух последних разделах. Финансовый план – важнейшая составляющая бизнес-плана. Финансовый план включает в себя следующие самостоятельные разделы: план по себестоимости, план по прибыли, расчёт точки безубыточности. Финансовый раздел бизнес-плана включает ряд таблиц и балансов: прогноза реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс денежных расходов и доходов, иногда – прогнозный баланс активов и пассивов. Плановые финансовые расчеты оформляются в виде следующих таблиц: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз потока денежных средств; прогноз баланса.

3. Методы планирования

Методы финансового планирования – это способы, используемые при составлении финансовых планов.

В финансовом планировании и прогнозировании используются различные методы: расчетно-аналитический, метод коэффициентов, нормативный, оптимизации плановых решений, балансовый, программно-целевой, экономико-математического моделирования и др.

Расчетно-аналитический метод основан на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период. Метод опирается на фактически сложившиеся ситуации, пропорции, расчеты производятся на основе данных бухгалтерского учета и прогнозных оценок будущего. Плановая величина финансового показателя рассчитывается на основе анализа достигнутой его величины в отчетном периоде и индексов его изменения в плановом периоде. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно — на основе изучения их динамики за ряд месяцев или лет. Этот метод часто используется при определении плановой потребности в оборотных средствах, величины амортизационных отчислений.

Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Этим методом могут рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные средства и другие показатели нового периода. В качестве коэффициентов применяются темпы роста объемов производства и продаж, индексы цен, инфляции, индексы переоценки основных средств и др. Как и расчетно-аналитический метод, метод коэффициентов дает приближенные результаты.

Реальность финансовых расчетов повышается при применении нормативного метода планирования. Его содержание заключается в том, что потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее установленных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливает государство или местные органы управления, другие разрабатывают субъекты хозяйствования. Примерами нормативов являются ставки налогов и сборов, отчислений в государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и др. Достоинством нормативного метода планирования является простота и доступность. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко рассчитать плановую величину доходов, денежных поступлений и затрат. Для широкого применения этого метода требуется экономически обоснованная нормативная база, создание которой сегодня затруднено частым изменением законодательных актов.

Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев, например, максимум прибыли, минимум затрат, минимума вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимума времени на оборот капитала и др.

Возможности обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий дают программно-целевой метод и метод экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения намечаемого проекта, объема и структуры расходов в разных ситуациях, вариантах и, соответственно, предполагаемого эффекта позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. При выборе варианта речь идет не только о выполнении намечаемой программы, но и о конечных результатах (ускорении оборота капитала, максимизации прибыли или достижении другой цели).

Основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных и натуральных пропорций и показателей. Сущность – путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовая увязка имеет вид: Он + П = Р + Ок,

Он, Ок – остаток средств денежного фонда на начало (конец) планируемого периода,

П – поступление средств в денежный фонд,

Р – расходование средств денежного фонда.

С помощью балансового метода достигается определенная синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, предупреждаются возможные диспропорции между расходами и поступлениями денежных средств в заданные отрезки времени. Следует учитывать, что сбалансированность финансовых планов должна базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого эффекта.

В финансовом планировании также широко применяются экономико-математические методы и современные средства ЭВМ, долгосрочные нормы и нормативы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: