В сознании христиан нередко господствует своего рода манихейство в отношении к общественной и вообще мирской деятельности.
Это ложно-аскетическое отношение к мирскому деланию, эта фарисейская "аполитичность" открыли дорогу безбожным и богоборческим силам, пядь за пядью захватывающим "мир", который покинули христиане. Кончилось это тем, что были взорваны те самые стены храмов и монастырей, которыми мы отгораживались от мира. Это суровый урок, и поэтому сегодня христиане должны вновь решить для себя вопрос: уступают ли они власть над миром силам зла или отстаивают и сохраняют "мир"? Имеет ли христианство особую миссию в мире или оно не от мира сего и не для мира сего и судьбы мира и человечества ему безразличны?..
Христос пришел в мир не для того, чтобы его отвергнуть, но чтобы принять его и освятить Своим деланием. Не судить мир пришел Христос, но спасти его. Наша же задача в этой жизни состоит в том, чтобы во всем воспоследовать примеру Христа, в том числе и в деле спасения мира...
|
|
Трагедия России и российского Православия со всей очевидностью показывает нам, что если мы и теперь отвернемся от "мира" и умоем руки по примеру Пилата, то произойдет у нас и по нашей вине еще более страшная трагедия...
Христианский идеал противоположен коммунистическому. Для христианина человек - высшее творение Божие, образ и подобие Бога, Его сотворен я соработник, поставленный царем миру и призванный вести этот мир к преобра* жению. Свобода человеческой личности, самоценность каждого человека в отдельности, приоритет интересов личности над любыми теориями общественного развития - вот характерные признаки христианского миропонимания...
!
л
X ястианский идеал, в противоположность коммунистическому, не являет-
польным - он не исключает разномыслия и противоположных взглядов.
сЯ Mf -а личности только тогда сохранит самое себя, когда политическое разно-
CR° °ne будет незыблемым законом жизни государства. Бог попускает быть в
0 „ г, inv чтобы только ни в чем не ограничить свободу личного выбора чело-
ка Но зло - это всегда монополия, уничтожающая добро...
Вв Христианский социально-политический идеал - охранение свободы. Хри-ане-политики - это сила, удерживающая от возможности узурпации власти для ° давления свободы той или иной партией, для осуществления своего монопольного субъективного идеала, неприемлемого для других мировоззрений.
При любой форме правления, избранной народом, только народное христианское движение может стать реальной социальной силой, сохраняющей свободу человека и общества в целом, уважающей достоинство богосозданной личности, гарантирующей социально-политический плюрализм. Христианское демократическое движение - это распространение христианских идеалов на всю реальную жизнь общества: культурную, социально-политическую, экономическую; это гарант свободы личности и уважения ее достоинства; это телесное здоровье общества, необходимое для осознанного восприятия духовных истин.
|
|
Заветы христианства донесены до нас Русской Церковью. И поэтому наше возвращение в Отчий дом есть возвращение прежде всего к Русскому Православию...
ОБОСНОВАНИЕ I. О коммунизме
Марксистская коммунистическая идеология атеистична и материалистична по существу, последовательно и принципиально. Атеизм и материализм являются источником энергии и целеполагания коммунизма. Так как идеология "светлого будущего" ориентирует человечество на иллюзорные цели, то атеизм служит тому, чтобы разрушить духовную вертикаль, соединяющую человека с небом и вечностью, чтобы сбить усилия духовного подъема человечества. Чтобы компенсировать потерю духовных ценностей и заменить их на фикцию материального процветания, необходим материализм. Однако, отвергнув духовные корни бытия, коммунизм потерпел поражение и в материальном устроении общества довел нашу страну до полного разорения.
Коммунизм - это радикальнейшая в мировой истории богоборческая доктрина и сила. Как идеология разрушения Божьего творения это есть целеполага-ние к небытию и концентрация антибытийных смыслов. Это внедрение "духов злобы поднебесных" (Еф. 6, 12) в реальность, порабощение и разложение человека духами социального небытия. Библейские предтечи коммунизма - потомки Каина, строители Вавилонской башни.
Коммунизм нацелен не столько на уничтожение цивилизации как таковой, сколько на духовную гибель человечества. Духовно же человек гибнет не с физической смертью, а теряя свою душу при жизни. Конечной целью коммунизма является насаждение в мире таких форм существования, которые являются разрушением Божьего творения и установлением царства зла на Земле...
—Противостоять мировому злу можно только силой духа, беззаветной верой в божественные основы жизни и непреклонным мужеством перед лицом смерти. Только когда мы готовы пожертвовать всем, в том числе и собственной жизнью, Ради сохранения своего божественного достоинства и свободы, тогда мы способны сохранить и саму жизнь, и высший смысл ее...
2. Христианская политика
Основная задача христианской жизни - совершенствование, ибо сказано: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный". Эта заповедь понимается прежде всего как самосовершенствование, так как она предписывает нам некий строй внутреннего духовного бытия. Содержанием же этого совершенствования является развитие в себе благодатных сил любви, которая, будучи неким излучением вовне, с необходимостью выражается в нравственной активности, в любовной деятельности на благо ближнего, в излиянии добра в мир. Таким образом нравственная активность христианина совпадает с задачей совершенствования мира.
Но это совершенствование мира подразумевает различие путей и методов, определяемое различием тех уровней и сторон жизни, на которые оно направлено. Во-первых, совершенствование мира может пониматься как нравственное совершенствование мира путем приумножения в человеческих душах количества добра и любви. Во-вторых, как совершенствование внешнего порядка жизни, действующих в мире законов и учреждений.
При таком понимании задачей христианской политики является творческая христианизация общих условий жизни мира, то есть реформирование их в направлении максимального соответствия христианской правде. Политика становится коллективным самовоспитанием человечества...
|
|
С позиции христианского жизнепонимания предпочтение имеет тот общественный строй или порядок, который в максимальной мере благоприятен развитию и укреплению свободного братского любовного общения людей.
3. Творческая демократия
Человеческая мораль — результат свободного самоопределения личности. Но в государстве область свободы человека очерчивается правом. Таким образом, необходимость правового государства мотивируется прежде всего нормами христианской нравственности. Строить свободное общество и демократическое государство - наш моральный долг.
Предпосылки творческой демократии:
1. Народ должен понимать и ценить свободу, уметь ею пользоваться и бороться за нее. Свобода состоит не в "развязывании" народа (свобода от), но в замене "внешней", идущей "сверху" связанности внутренней самосвязью, солидарностью и самодисциплиной (свобода для), когда народ сам знает свои права и при этом сам держит себя в пределах чести и закона. Если нет понимания свободы, то "демократия" вырождается или в анархию, или в деспотию.
2. Достаточно высокий уровень правосознания. Строительство творческого правосознания есть преодоление в себе инстинкта духом, который проявляется в жажде священного, в искании Бога, в способности к самообладанию и к деятельности любви. Свободным субъектом прав может быть только человек с развитым правосознанием.
3. Хозяйственная самостоятельность гражданина, то есть, как минимум, личная способность прокормить свою семью честным трудом. Свободными гражданами могут быть только самостоятельные работники, органически включенные в реальный жизнеоборот своей страны. Только такой хозяйственно независимый работник может иметь независимое политическое суждение и ответственно решать судьбу своего народа.
4. Необходимый уровень образованности и информированности, без кото рого демократия вырождается в охлократию (власть толпы).
|
|
5 Политический опыт, приучающий к самостоятельному мышлению и чесг-
яому суждению.
6 Творческую демократию мы рассматриваем не как самоцель, а как путь освобождения личности и общества.