Новые медиагибриды цифровой культуры

«Новые медиа» включаются в общую медиалогику культуры и наследуют черты своих предшественников, о которых писал Маклюэн. Это очень важный момент, позволяющий именно в этом пункте говорить не об изменениях, производимых технологиями, а о сложном, имеющем особую логику культурном генезисе. Компьютер ещё сохраняет черты печатной машинки, в нём нового уровня достигает печатное слово, остаётся в своих правах мозаичность экранной культуры, и конечно мы легко обнаруживаем здесь число, пусть и редуцированное до абстрактной бинарной формы цифры.

Однако новые медиа привносят и свою специфику в культурную логику медиа. С одной стороны, они приводят к усилению «медиатизации», которая требует для себя специального имени, наподобие известного и довольно удачного термина «гипермедиация». С другой стороны, новые медиа как бы стремятся к отрицанию самих себя, преодолению медиации как таковой в эффекте непосредственности присутствия того, что опосредуется в медиа (репрезентация). Такая непосредственность начинается с интерактивности, делая следующий шаг от иллюзии тактильности к более правдоподобной непосредственности.

В мир новых медиа включаются всемирная паутина и интернет-сайты, виртуальная реальность, мультимедиа, компьютерные игры, интерактивные инсталляции в искусстве, компьютерная анимация, цифровое видео и фотография, фотореалистическая графика, кино и интерфейс, человек-компьютер, медиакентавры, основанные на конвергенции «новых» и «старых» медиумов.

В современных исследованиях понятие «новые медиа» определяется в целом семействе терминов, ключевыми из которых являются следующие:

1) понятие «масс-медиа» (Mass Мedia), или «СМИ (средства массовой информации)», или «"старые" медиа» – традиционные средства массовой информации, т.е. телевидение, радио, газеты, журналы, кино, видео. Синонимы в социальных науках: массовые коммуникации, коммуникации (mass communications, communications).

2) понятие «мультимедиа» (Мultimedia) – термин рыночно-технологический, характеризующий коммуникативные и потребительские возможности компьютера: сочетание текстовой, визуальной и аудиоинформации; способы преобразования, редактирования и хранения данных разного типа; возможность различных коммуникаций во вне – вывод на печать, соединение с видео, телевидением и телефонией, «общение компьютеров» в сетях и т.д. Означает также конвергенцию различных типов данных. В этом значении «мультимедиа» стал потребительским термином, служащим для ориентации пользователей компьютеров в разнообразных функциональных возможностях последних.

Нередко в качестве синонима «новых медиа» используется термин «компьютерно-опосредованные коммуникации» («computer mediated communications» (CMC), «цифровые медиа» (digital media). Термин «новые медиа» используется также в качестве альтернативы рыночно-технологическому термину «мультимедиа», поскольку акцентирует культурное и социальное значение компьютерных коммуникаций, то, что можно отнести к дискурсу вокруг/о new media.

Важным моментом в интерпретации новых медиа, безусловно, является представление о конвергенции. В конвергенции сливаются два процесса: функциональная интеграция средств коммуникации и экономическая интеграция отраслей и компаний, производящих эти средства. В дискурсе конвергенции, однако, конструируется не только эта экономико-технологическая реальность, но и идеологическая модель глобализации господства капитала, контролирующего экономику высоких технологий, и культуры. Центральный пункт представлений о конвергенции – образ идеальной коммуникативной системы новых медиа («информационной супермагистрали»), в которой происходит интеграция звука, видео и текстовых данных с возможностью хранения в гигантских библиотеках; интеграция включает также интерактивные механизмы (которые мы будем обсуждать в разделе 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: