Школьное консультирование

(по единой схеме, предложенной А.Ф. Ануфриевым, О.Р. Бусаровой)

Описание случаев в школьной консультативной практике возможно проводить по единой схеме, являю­щейся следствием анализа концептуального аппарата теории постановки психологического диагноза и вклю­чающей следующие разделы:

1. Феноменология (феноменологический уровень объекта психодиагностики, который включает запрос, данные, приведенные педагогом, данные, сообщенные родителями, наблюдение и работа с ребенком, отноше­ние ребенка к обследованию, диагноз непсихологов, са­модиагноз, резюме по феноменологическим данным).

2. Теоретический конструкт и гипотезы (уровень причинных оснований объекта психодиагностики).

3. Данные психологического обследования (отдель­но по каждой гипотезе проверка, резюме по данным обследования).

4. Психодиагностическое заключение.

5. Рекомендации (классному руководителю, родите­лям, ребенку), кроме того, возможно определение и про­ектирование психокоррекционной работы с ребенком на основе полученных данных.

6. Катамнез (проверка диагноза по результату воз­действия).

УПРАЖНЕНИЕ «СЛУЧАЙ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

Наличие обобщенной схемы, предложенной А.Ф. Ануфриевым и О.Р. Бусаровой, позволяет осуще­ствлять подготовку студентов-психологов к практичес­кой деятельности в школе. Сначала проводится разбор конкретного случая из школьной психологической прак­тики по обозначенной схеме, затем студенты получают материалы с описанием феноменологического уровня

Психологическое консультирование

объекта психодиагностики. Задача заключается в том, чтобы, познакомившись с содержанием определенного практического случая из практики школьного психоло­га, самостоятельно составить теоретический конструкт и сформулировать гипотезы. Затем под каждый вариант гипотезы и теоретического конструкта надо указать (по­добрать), какие конкретные методики могут быть ис­пользованы. Кроме того, следует наметить по данному случаю некоторые возможные рекомендации или пути психокоррекционного воздействия. Цели данной рабо­ты связаны с изучением теоретических оснований пси­ходиагностической деятельности практического психо­лога, с развитием диагностических умений на основе усвоения определенного алгоритма действий в конкрет­ных ситуациях, кроме того, отрабатываются (упражня­ются) навыки использования различных методик диаг­ностик и составления рекомендаций или психокоррек-ционных программ относительно реальных (хотя и за­данных) случаев.

Примеры случаев (А.Ф. Ануфриев, О.Р. Бусарова) следующие.

Случай 1.

Маша О., 9 лет, 5 гимназический класс.

Октябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя: «Посоветуйте маме забрать дочь из гимназии».

Запрос мамы: «Может быть, мне лучше забрать дочь из гимназии».

Данные, приведенные учителями:

Успеваемость удовлетворительная, единственная претензия — тройки по русскому языку. Вступительные экзамены сдала неровно: получила «3» за диктант, но понравилась учителю-словеснику хорошей речью. Зачис­лена с условием, что догонит класс по английскому. Учи­телей беспокоит ее поведение: она «не вписывается» в коллектив, настраивает одних девочек против других,

Школьное консультирование

иногда грубит старшим. Маша привирает, придумывая о себе «красивые» истории: однажды она заявила, что пло­хо себя чувствует, поэтому надо поручить одноклассни­цам провожать ее домой (школьный врач оценила ее жалобы как симуляцию).

Данные, сообщенные мамой:

Нет усердия в учебе, часто «выкручивается». В на­чальных классах (в другой школе) была самой сильной по успеваемости, правда, уровень преподавания был низкий. Маме казалось, что дочь способна справляться с более высокими требованиями, поэтому Маша и посту­пила в гимназию. В прежнем классе отношения с одно­классниками и учителем были нормальные. Она жалует­ся, что в гимназии ее дразнят за «бедность». Ее родите­ли развелись, когда девочке было 2 года, живет Маша с мамой и бабушкой. Мама — инженер, зарплата скром­ная, вынуждена во многом отказывать себе и дочери. Возвращается мама домой поздно, общение с дочерью ограничивается занятиями английским языком. Мама — молодая интересная женщина, но, по ее признанию, ни о какой личной жизни и речи быть не может, так как бабушка (70 лет, бывшая учительница) подавляет и дочь, и внучку. Бабушка не разрешает Маше гулять после школы, боясь, как бы с ней что-нибудь не случилось, в кружки внучку водить отказывается, ссылаясь на свое слабое здоровье. Маша и мама трогательно привязаны друг к другу, мама очень переживает из-за гимназичес­ких трудностей дочери.

Наблюдение и беседа с ребенком:

Маша — миловидная, миниатюрная девочка. К об­следованию отнеслась заинтересованно, внимание пси­холога было ей приятно. Очень словоохотлива, интере­сы инфантильные, доброжелательна к окружающим, ориентирована на поддержку со стороны старших, ей свойственна некоторая демонстративность поведения. Неудовлетворена своими оценками и отношениями в новом классе. В отсутствии подруг в гимназии винит одноклассниц или обстоятельства. Жалуется на чрезмер-

Психологическое консультирование

ную опеку со стороны бабушки, особенно обидно Маше, что бабушка даже днем не разрешает ей гулять во дворе.

Диагноз непсихолога:

Классный руководитель: плохое воспитание.

Мама затрудняется назвать причину дезадаптации.

Самодиагноз: недружный класс.

Резюме по феноменологическим данным:

Трудности адаптации в новом коллективе, черты демонстративное™ в поведении.

Случай 2.

Илья П., 10 лет, 5 класс.

Октябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя:

«Посоветуйте, как снять у ребенка двигательную расторможенность на уроках».

Данные, приведенные учителями:

Учится Илья удовлетворительно, иногда выступает с интересными докладами по истории и литературе, но на уроках расторможен, постоянно что-то теребит в ру­ках, часто отвлекается, не следит за происходящим на уроке. Илья — добрый, вежливый мальчик. Учителя от­мечают гиперопеку со стороны мамы: она настояла, что­бы сын оставался в группе продленного дня вместе с третьеклассниками (для его сверстников продленки нет). Каждый день мама сама забирает сына из ГПД, хотя живут они недалеко от школы.

Данные, сообщенные мамой:

Илья живет с мамой в коммунальной квартире. Ро­дители мальчика развелись, когда ему исполнился год. Мама постоянно переживает, что сын растет без отца. До сих пор она сомневается в правильности своего по­ступка, расставшись с мужем по настоянию своего отца. Дед Ильи — крупный специалист по военной технике — очень любит дочь и внука, помогает деньгами и, хотя живет в Подмосковье, часто их навещает, отвозит маль­чика на теннисный корт, занимается с ним радиокон-

Школьное консультирование

струированием. Соседка по квартире — пожилая, сер­добольная женщина, часто по доброте своей пускает к себе пьяниц, поэтому мама и оставляет сына на продлен­ке. Дед Ильи постоянно предупреждает дочь об опасно­стях, которые подстерегают детей, если они остаются без родительского надзора. Все свободное время мама старается проводить с сыном, они очень привязаны друг к другу. Своих увлечений у нее нет, некогда заниматься собой: все домашнее хозяйство на ней. Илья самостоя­тельно не ходит даже за продуктами во избежание не­приятных происшествий. Его успеваемость не совсем удовлетворяет маму, ей кажется, что он вполне мог бы учиться на «4». Причина частых троек, на ее взгляд, недостаточное прилежание сына и отсутствие у нее вре­мени для проверки уроков. Жалобы учителей на рас-торможенность удивляют маму: дома Илья часами зани­мается радиодеталями, какие-либо неврологические за­болевания отрицаются ею. Основным педагогическим методом является воспитательная беседа — «нотация», как призналась она сама.

Наблюдение и беседа с ребенком:

В физическом развитии мальчик опережает сверст­ников, движения угловаты и плохокоординированы. К обследованию отнесся очень настороженно, воспринял как ситуацию экзамена. После уроков любимое занятие мальчика — самостоятельное техническое моделирова­ние, а также он любит играть как на компьютере, так и с мягкими игрушками, которые дарили ему в раннем детстве. Все свободное время Илья проводит дома. В вос­кресенье он выезжает с мамой в музей или с дедом на теннисный корт. У него один друг, сосед по подъезду, но он младше его на два года и учится во вторую смену, поэтому видятся они нечасто. Илья признается, что от­ношения с одноклассниками плохие, он чувствует себя в классе одиноким, но смирился с этим, объясняя свою изоляцию тем, что «не хулиган» в отличие от них. Маль­чик ревниво следит за своими оценками, гордится, что не двоечник, последних он презирает. Считает, что мо-

Психологическое консультирование

жет учиться без троек, но ему не хватает организован­ности. Находясь в школе по 8 часов в день (продленка), очень устает от шума и суеты, но согласен посещать ГПД, так как опасается быть дома без матери. Беспокойное поведение на уроках объяснить не может.

Диагноз непсихологов:

Классный руководитель: «Что-то не в порядке с не­рвной системой».

Мама затрудняется ответить.

Самодиагноз: «Так получилось».

Резюме по феноменологическим данным:

Двигательная расторможенность на уроках при от­сутствии неврологического и психиатрического анамне­за, нарушение отношений со сверстниками, предельно узкий круг общения вне школы.

Случай 3.

Аня Т., 10 лет, 5 гимназический класс.

Октябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос учителя русского языка:

«Как помочь ребенку не переживать так сильно из-за оценок?»

Данные, приведенные учителями:

Аня — любимица многих учителей, преподающих в этом классе: отличница, добрая, умная, обаятельная, живая, симпатичная девочка. В этом классе, набранном по конкурсу, сильна конкуренция между детьми за по­ложение ведущих учеников и за лидерство в коллекти­ве, нередки конфликты между гимназистами, доходящие порой до драк. Однако Аню эти инциденты не касаются, более того, ее авторитет общепризнан. Учителя объяс­няют это удивительной ее доброжелательностью и так­тичностью. Девочку выбрали командиром класса. В прин­ципе она справляется с этим поручением, но характер у нее явно не командирский. Ее душа не лежит к органи­заторской деятельности. Она выполняет свои обязанно­сти без желания, только благодаря своей исполнитель-

J

Школьное консультирование

ности и чрезмерной ответственности. На будущий учеб­ный год классный руководитель присматривает другого командира. Практически у Ани хорошие отношения со всеми в классе. Ближе других ей Аня Р., ее соседка по подъезду, дружат и их родители. Аня растет в замеча­тельной семье: ее родители, инженеры, много внимания уделяют занятиям с дочерью, по выходным выезжают за город или посещают музеи, выставки. Одноклассни­ки любят бывать у Ани в гостях, а день ее рождения — это долгожданное событие для многих: всем весело, взрослые помогают дочери принимать гостей, живо уча­ствуют в детских играх и развлечениях, у Аниных роди­телей для каждого находится доброе слово, а если надо — и совет. Мама девочки — завсегдатай классных «огонь­ков», много и охотно помогает учителям во внеурочной работе. Все было бы хорошо, если бы она не так сильно переживала из-за отметок. Изредка Аня получает чет­верки: на глазах слезы, и кажется, что это — самый не­счастный ребенок. Учителя стараются смягчить «удар», предваряя объявление результатов диктанта (конт­рольной) монологом о том, что оценка — это лотерея, что даже самые лучшие ученики могут плохо себя чув­ствовать, отвлечься на уроке или забыть какую-нибудь мелочь и иногда получают четверки — но на девочку никакие уговоры не действуют.

Данные, сообщенные мамой:

Мама была удивлена приглашением к психологу: ей кажется, что с ребенком все в порядке. Огорчения по поводу четверок для отличницы, с ее точки зрения, есте­ственны. Наверное, Аня чересчур переживает, но мама не видит в этом ничего страшного. Родители не создают культ оценки, не ругают дочь за четверки, хотя им при­ятно, что Аня — отличница, и это от нее не скрывают. Единственное, что немного тревожит маму, — уединен­ность дочери. Сами они — активные общительные люди, в школьные годы мама посещала несколько кружков. Аня же почти все свободное время проводит за чтением, иногда играет с любимыми куклами. С подружками она

Психологическое консультирование

редко гуляет. Навязывать ей внешкольные занятия ро­дители не стали, понимая, что это не соответствует ха­рактеру девочки, но они прилагают массу усилий, чтобы она чаще бывала среди сверстников, этим и объясняет­ся постоянное участие мамы в классных мероприятиях и активная помощь дочери в приеме гостей. Впрочем, признается мама, нам и самим нравится бывать в шум­ных веселых компаниях, пусть даже и детских.

Наблюдение и беседа с ребенком:

Аня — симпатичная, хрупкая девочка с большими голубыми глазами, выглядит моложе своих лет. К обсле­дованию отнеслась сдержанно. Говорит быстро, внима­тельно смотрит на собеседника, часто улыбается. Ей нра­вится учиться в гимназическом классе: хорошие учите­ля, интересная программа. Любимый урок — математи­ка. Аню привлекает сам процесс решения задач, ее ра­дует, что она всегда первой находит правильный ответ. Ее вполне устраивает новый коллектив: большинство девочек учились вместе с ней в начальной школе, отно­шения с ними по-прежнему хорошие, обилие отлични­ков по итогам первой четверти скорее радует Аню, чем огорчает: «Есть, с кем поспорить на уроках». Складыва­ется впечатление, что характерная для одноклассников конкуренция ей не свойственна. Есть в школьной жиз­ни и неприятные моменты, например, обязательное пи­тье молока на второй перемене: «Иногда надо повторить материал к следующему уроку, порой очень хочется по­прыгать с девочками «в резиночку», а то и просто нет настроения идти в столовую, а ведь еда — дело добро­вольное!». Больше всего на свете она любит быть с ро­дителями, есть по выходным мамин пирог или гулять втроем Объяснить свое особое отношение к пятеркам девочка затрудняется, просто ей приятно их получать и очень обидно, если оценка другая В третьем классе за год у нее вышло несколько четверок (до этого были одни пятерки), в чем причина ухудшения успеваемости, она не смогла объяснить. В четвертом классе вновь была

Школьное консультирование

круглой отличницей.

Диагноз непсихологов:

Классный руководитель — учитель русского языка: чрезмерная ответственность.

Мама: не видит поводов для беспокойства.

Аня: затрудняется с ответом.

Резюме по данным феноменологии:

Неадекватно сильная отрицательная эмоциональная реакция на «четверки».

Случай 4.

Света Ю., 10 лет, 5 класс.

Октябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя:

Необщительна, уклоняется от участия во внеуроч­ных мероприятиях.

Данные, приведенные учителями:

Учителя-предметники немного могли сообщить о Свете. В учебе ничем не выделяется, пожалуй, только аккуратностью ведения записей в тетрадях. Отметки — «3» —«4». Она не любит выступать с докладами, ее не отличают оригинальность мышления или развитая фан­тазия, но чувствуется, что к занятиям девочка всегда го­товится. На уроках ведет себя спокойно, практически не получает замечаний. Классный руководитель обрати­ла внимание на то, что Света держится на некоторой дистанции от других девочек, на переменах часто пре­бывает в одиночестве. Однако тихоней ее никак не на­зовешь: если она видит несправедливость, то обязатель­но будет с ней бороться, вплоть до применения кулаков. Конфликты у нее бывают как с девочками, так и с маль­чиками. Особенно настораживает классного руководи­теля то, что Света, побывав на первых классных «Огонь­ках», на последующие перестала ходить, хотя все осталь­ные дети эти мероприятия любят Девочка имеет свою точку зрения по многим вопросам, и практически разу­бедить ее невозможно.

Психологическое консультирование

Данные, сообщенные мамой:

Мама не удивилась приглашению к психологу: ха­рактер дочери всегда ее беспокоил: «она одинока». Во дворе не гуляет, говорит, что ей не интересно, рассказы­вает матери о недостатках детей, живущих в их доме. На ее возражения, что не бывает людей без недостат­ков, дочь упрямо молчит. Мама отчаялась ее переубе­дить. Все свободное время она проводит дома, читает, занимается рукоделием, смотрит телевизор. Очень ак­куратна, сама следит за чистотой в своей комнате, оби­жается на мать, если та что-нибудь переставляет или забывает какую-либо вещь у дочери. Света трепетно относится к своей комнате, чувствует там себя хозяй­кой. Девочка любит проводить свободное время с от­цом, они вместе занимаются физкультурой: ходят на лыжах, бегают трусцой, играют в бадминтон. Правда, времени у папы мало: он увлечен работой (преподает физику в вузе). Дружбу с отцом мама объясняет сход­ством характеров: «Муж такой же «правильный»: чис­тюля, домосед, не пьет, не курит». По ее мнению, един­ственный его недостаток — то, что он молчалив. «Они замечательные, — признается она, — но мне с ними иногда скучно». С матерью Света советуется по поводу рукоделия (мама — швея), а также рассказывает о всех событиях в школе за день, так что она заочно знает весь класс, ей известны все Светины переживания. Устав после работы, мама не всегда в состоянии выслушать ежевечерние рассказы дочери и обсуждать события в классе. «Тебе бы с подружкой об этом поговорить», — часто говорит она девочке. С другой стороны, мама, ко­нечно, довольна, что дочь полностью ей доверяет. Света очень принципиальная, максималистка, всегда жалеет и защищает слабых, обиженных. Мама смирилась с замк­нутостью дочери, объясняя это наследственной предрас­положенностью (отец и дед по отцовской линии).

Наблюдение и беседа с ребенком:

Света — крепкая, физически развитая девочка, до­вольно рослая. К беседе с психологом отнеслась насто-

по

Школьное консультирование

роженно, но отвечать на вопросы не отказывалась. Све­та хотела учиться в гимназическом классе, но, получив «3» по русскому языку, не прошла по конкурсу. Новый класс не нравится. Не устраивают ее и отношения меж­ду детьми: мальчики часто дерутся, некоторые девочки «задаются». На недостойное поведение одноклассников она предпочитает не реагировать, старается не замечать его. Самое неприятное в школе, по ее мнению, неакку­ратность ребят. Если бы Свете разрешили, она сидела бы одна за партой, чтобы сосед не отвлекал. Обществен­ных поручений иметь не хочет, объяснить это не смогла. Больше всего девочке нравится жить летом в деревне, где родители купили дом. Она с удовольствием работает на приусадебном участке, занимается хозяйством: при­носит воду из колодца, топит печь и т. д. В деревне есть ребята ее возраста, они ей ближе, чем одноклассники: «не воображают», однако и с ними Света не каждый день видится: самое интересное — хозяйственные хло­поты. Когда вырастет, хочет стать юристом, чтобы уста­навливать справедливость. В речи употребляет много слов-паразитов: «вот», «это» и т. д.

Диагноз непсихологов:

Классный руководитель: Возможно, это психичес­кое заболевание, припоминает одну свою ученицу, ко­торая на всех «Огоньках» сидела около взрослых и не принимала участие в детских играх, та девочка стояла на учете у психоневролога.

Мама: наследственная особенность характера.

Самодиагноз: дети слишком плохо себя ведут, что­бы с ними дружить.

Резюме по феноменологическим данным:

Замкнутость, отсутствие дружеских и приятельских отношений как в школе, так и за ее пределами, конфлик­тность из-за повышенной требовательности к другим.

Случай 5.

Саша Ш., 10 лет, 5 класс. Ноябрь 1992 г.

in

Психологическое консультирование

Феноменология:

Запрос классного руководителя:

«Очень неблагополучный ребенок: по основным пред­метам двойки, на уроках расторможен, классный коллек­тив его полностью отвергает. Как помочь ребенку?»

Данные, приведенные учителями:

Саша — младший ребенок в семье, его сестры учи­лись в этой же школе. Старшая — сводная сестра — старательная, тихая девочка, училась без троек, никаких проблем с ней не было. Сейчас Лена — студентка пре­стижного гуманитарного вуза. Родная же сестра Саши с трудом закончила 9 классов и доучивается в вечерней школе. Являясь неглупой девочкой, в средних классах она много прогуливала, домашние задания не всегда выполняла, поэтому ее едва дотянули до выпуска. Кроме того, она отличалась неуравновешенным характером, могла нагрубить учителям в ответ на замечания. Учите­ля считают, что в отношении средней дочери родители заняли неправильную позицию, стараясь всячески оп­равдывать ее выходки. Родителей учителя также счита­ют «трудными»: мать занята хозяйством, воспитанием детей, и контактами со школой ведает отец, у которого есть свое представление о содержании и методах обуче­ния и воспитания. Школа, где учились дочери, а сейчас учится сын, далека от его идеала, о чем он неоднократно заявлял им. Принять его замечания, как правило, нельзя, так как они затрагивают содержание учебников и тре­буют пересмотра сложившейся методики преподавания. Сашин отец — прораб. С его слов, имеет два высших образования, увлекается оккультизмом, религиозен. «Ви­тает в облаках, с ним трудно обсуждать конкретные воп­росы воспитания сына», — жалуются педагоги. В семье практикуется вегетарианство, что, по мнению учителей, плохо отражается на самочувствии мальчика, классный руководитель рассказывает, что он с жадностью съедает школьный завтрак. В первой четверти у Саши двойки по русскому языку и математике. Учителя говорят, что даже «натянутая» тройка по этим предметам — невозможна:

Школьное консультирование

слишком значительны пробелы в знаниях. Во второй четверти скорее всего будет «2» и по английскому язы­ку. Учительница считает, что ребенок не может отвечать в присутствии других детей, слишком нервничает. Од­нако, по ее мнению, у Саши есть некоторые способнос­ти к языку: он хорошо схватывает интонацию, ему легко дается фонетика, он вполне справлялся бы со школьной программой, находясь на индивидуальном обучении. На \ всех уроках мальчик крайне не усидчив: постоянно от­влекается, вертится, с кем-нибудь разговаривает, мешая учителю. Складывается впечатление, что такое поведе­ние — не злой умысел, а следствие двигательной рас-торможенности, которую Саша не может произвольно контролировать. «Это и понятно, он родился, когда ма­тери было за сорок», — вздохнула одна учительница. Одноклассники очень не любят Сашу. Классный руко­водитель не может понять причину такой неприязни: мальчик не обзывается, не дерется, не ябедничает... Мно­гие дети просили ее перевести Сашу из их класса, объяс­няя это тем, что он подводит коллектив: слабо учится, плохо ведет себя на уроках. На замечание учительницы, что таких ребят в классе несколько, они не могут что-либо убедительно ответить. Друзей или приятелей у маль­чика в классе нет, сидеть за одной партой с ним все отказываются.

Данные, сообщенные родителями: Беседа с отцом (ноябрь): он уверен в правильности своей педагогической теории, трудности со средней до­черью не связывает с ошибками в семейном воспита­нии, считает, что это «судьба». Для общения с детьми у него выдается 15-20 мин. в день: он возвращается с ра­боты около 10 часов вечера, нередко приходится ездить в командировки. Конечно, они требуют большего вре­мени, но чтобы обеспечить семью материально, папа вынужден соглашаться на такие условия работы. Пер­вые два года учебы сына мало интересовали его, больше волновало нравственное развитие человека, чем конк­ретные жизненные события. Жалобы Саши на неспра-

Психологическое консультирование

- I

ведливое отношение к нему одноклассников он воспри­нимал спокойно: люди часто не ценят душевные каче­ства других, придавая огромное значение внешним ат­рибутам. Отец советовал Саше быть со всеми друже­любным, ни на кого не обижаться, ни в коем случае не платить обидчикам той же монетой: не драться, не драз­ниться и т. д «Надо ко всем относиться хорошо, незави­симо от их отношения к тебе», — вот главный его прин­цип в общении с людьми, который он старается пере-дать сыну. Однако на третьем году Сашиной школьной жизни отец отказался от политики невмешательства в! отношения сына и школы. Как-то на собрании его nopaj зила фраза учительницы: «Ваш Саша делает так много ошибок, что мы над ним смеемся всем классом». Жало­ваться на педагога администрации папа не стал — он принципиально ни на кого не жалуется, но высказал свое возмущение, сильно напугав ее С тех пор он стал кри­тически оценивать и стиль общения с детьми данного педагога, и ее критерии оценки знаний учеников Свое мнение отец в тактичной форме старался высказывать на собраниях, чтобы побудить учительницу задуматься о правильности ее воспитательных и дидактических ус­тановок. Он с сожалением замечал, что не находит под­держки у других родителей Собственно успеваемости мальчика в семье не стали уделять больше внимания: оценки — личное дело каждого. Кроме того, папа наде­ялся, что у других педагогов Саша будет лучше учиться, и с удивлением отметил, что, хотя в средней школе все они вызывают у него уважение, оценки остались пре­жними, более того, если учительница начальной школы после многих двоек все-таки выводила в итоге «удовлет­ворительно», то теперь появились "неуды" в четвертях. Отец находится в состоянии некоторой растерянности, так как дела у сына очень неблагополучны. Неприятнос­ти со средней дочерью начались с 7 класса, а тут, как он теперь понимает, дело приняло нежелательный оборот чуть ли не с первого. Тем не менее папа надеется еще на что-то хорошее, то, что он закладывает в сыне, рано

Школьное консультирование

или поздно проявится и даст свои плоды. Беседа с мате­рью (декабрь): Мама пришла к психологу, когда стало ясно, что во второй четверти у мальчика будет три двой­ки — по русскому, английскому и математике Она до-1 вольна своей семьей: муж — работящий, высоконрав­ственный человек, без вредных привычек, у них общие взгляды по основным жизненным вопросам. То, что се­мья большая — трое детей — ее гордость, в малодетной семье «меньше жизни, скучно». По ее словам, дома Саша совершенно иной, чем в школе: веселый, живой ребе­нок, с ней и сестрами очень ласков, иногда, правда, мо­жет вспылить, но тут же отходит, переживает за свою несдержанность. Маме странно слышать, что сына не принимает классный коллектив: некоторые мальчики из класса приходят к ним в гости, с удовольствием играют вместе, дом всегда открыт для друзей. Любимое занятие сына — просмотр телепередач, прежде всего мелодра­матических телесериалов. В последнее время она стала использовать телевизор как стимул для выполнения до­машних заданий: сначала — уроки, а затем просмотр оче­редной серии. Если же не контролировать мальчика, то к домашним заданиям он приступает в десятом часу ве­чера, непосредственно перед приходом отца Мама об­ратилась с просьбой поговорить с учительницей англий­ского языка Она же преподавала язык у средней доче­ри, по ее мнению, она недолюбливала девочку и теперь перенесла негативное отношение на сына. Интересно, что мама никогда не знала имени и отчества учительни­цы, и вопрос психолога, с кем же именно из преподава­телей английского надо поговорить, поставил ее в ту­пик. «Дети всегда звали ее Черепахой Тортиллой», — сказала она. Старшая дочь, умница, хорошо знающая язык, занимается дома с братом и считает, что он может иметь положительные оценки. Лена была на нескольких уроках, но Сашу тогда не спрашивали, она вообще, как показалось сестре, недостаточно обращает на него вни­мания. Это подтвердило мамины опасения. Мама была вынуждена признать, что в двойках по русскому и мате-

Психологическое консультирование

матике учителя не виноваты, дело в Сашиных знаниях.

Наблюдение и беседа с ребенком:

Саша — худенький, подвижный мальчик, выглядит немного моложе своих лет, типичное выражение лица при общении со взрослыми — виноватая улыбка. В пер­вые минуты беседы с психологом выглядел испуганным, но, убедившись в доброжелательном отношении к себе, успокоился, охотно отвечал на вопросы и выполнял пси­ходиагностические методики. Любимое его занятие — гулять во дворе. Отношения с ребятами у него хорошие. Одно время мальчик учился играть на трубе в Доме дет­ского творчества, у него хорошо получалось, но вскоре кружок из-за ухода руководителя перестал существовать. Два месяца Саша ездил на тренировки по восточным единоборствам, но секция находилась далеко — на до­рогу в оба конца уходило 2 ч. Отец, возивший его на занятия, часто уезжает в командировки, поэтому от тре­нировок пришлось отказаться. Восточные единоборства нравились ему потому, что дают навыки самообороны. Другие виды спорта меньше привлекают мальчика. Са­шина мечта — завести собаку, обязательно большую и выдрессировать так, чтобы она надежно защищала хо­зяина. Мечта вряд ли скоро осуществится: дома живут кошка и попугай (он очень их любит), мама и слышать не хочет еще об одном животном. Саша не может объяс­нить причину неприязни одноклассников к себе. Кажет­ся, что он привык к этому и смирился. Говоря об оцен­ках, мальчик заверил, что старается, но по некоторым предметам ничего не получается. Тут же вызвался рас­сказать стихотворение по английскому, был очень дово­лен, что вспомнил его без ошибок. На учителей не жало­вался. На вопрос о поведении на уроках заметил, что у них в классе многие вертятся и разговаривают друг с другом. Саша не считает, что ведет себя хуже всех, а отвлекается он неумышленно, «так получается».

Диагноз непсихологов:

Учителя: педагогическая запущенность со стороны родителей, нежелание последних прислушиваться к со-

Школьное консультирование

ветам педагогов, большие пробелы в знаниях, возмож­но, ослаблена нервная система (расторможенность), ве­роятно, не развиты нравственные качества. Учительни­ца замечает: «Значит, что-то в нем есть нехорошее, раз дети не любят».

Родители: необъективное отношение некоторых преподавателей, последствия нетактичного отношения к ребенку учителя начальных классов, недостаточное раз­витие нравственного сознания для установления гармо­ничных отношений со сверстниками и ответственного отношения к учебе.

Самодиагноз: сформулировать затрудняется.

Резюме по данным феноменологии:

Двигательная расторможенность на уроках, отвер­жение со стороны классного коллектива, неуспеваемость по основным предметам.

Случай 6.

Лена Н., 10 лет, 5 гимназический класс.

Ноябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос пед. коллектива:

«Лена несколько раз била одноклассников. Посове­туйте, как прекратить это безобразие».

Данные, приведенные учителями:

Лена прошла в гимназический класс по конкурсу из параллельного класса. В начальной школе она была в группе «лидеров» (три человека) в своем классе. Как с учебой, так и с ее поведением в начальной школе труд­ностей не было. Девочка серьезно занимается музыкой, с хоровой студией выезжала на гастроли за рубеж. В гимназическом классе она хорошо справляется с учеб­ной нагрузкой, преобладающие оценки — «4» и «5», все­гда готова к уроку. Преподавателей и родительскую об­щественность возмутили две драки с ее участием, про­исшедшие в начале второй четверти с разницей в не­сколько дней. Первый инцидент начался с игры в снеж­ки перед школой. Лене показалось, что две девочки объе-

Психологическое консультирование

динились против нее, кидают снежки не «на кого бог пошлет», а именно в нее. Она ударила одну из них кула­ком по лицу, чудом не разбив ей очки. Подоспевшая учи­тельница развела детей, ребята сели в автобус и поехали в музей. Однако при выходе из автобуса Лена отомсти­ла другой, влепив пригоршню льдинок ей в щеку. Ее поведение обсуждалось на классном часе, учителя были уверены, что подобного не повторится, но вскоре от Лены досталось ее соседу по парте. По ее словам, он не дал ей линейку. После звонка она подтащила мальчика к стене и стала сильно трясти его, держа за плечи, в результате чего бедняга (мальчик неробкого десятка и достаточно сильный физически) несколько раз больно ударился го­ловой о стену и проплакал всю перемену. В школу сроч­но вызвали Ленину маму, состоялось разбирательство у директора. По мнению учителей, они вели себя вызыва­юще: выслушали педагогов с каменными лицами и даже не извинились перед пострадавшими. В классном кол­лективе у нее пока нет подруг, но нельзя сказать, чтобы она держалась обособленно.

Данные, сообщенные мамой:

Лена живет с родителями и младшей сестрой-по­годком в комнате в общей квартире. После занятий в гимназии, едва пообедав, она с сестрой идет в музыкаль­ную школу, где занимается уже шестой год. Мама наме­ренно загружает дочерей после уроков, чтобы приучить их заниматься делом и оградить от нежелательных ком­паний. По ее мнению, Лену отличают сентиментальность, увлечение романтической литературой, любовь к домо­водству. Девочка всегда говорит то, что думает, не тер­пит унижения, «очень уж горда», — заметила мама. Она постоянно с кем-либо конкурирует: в гимназии (прошла конкурсный отбор в элитарный класс), в музыкальной школе (в группе, выезжающей на гастроли за границу) и дома с сестрой (учеба, внимание родителей). Плачет ред­ко, никогда не жалуется на одноклассников, мать такую позицию одобряет. Сама мама закончила школу с меда­лью, 10 лет занималась в музыкальной школе, хорошо

Школьное консультирование

училась в МВТУ им. Баумана, водит машину, сейчас ра­ботает на трех работах, так как муж, по ее словам, не обладает необходимой энергией, чтобы обеспечивать семью. В этом учебном году Лена беспокоит маму своей неорганизованностью: плохо планирует время, может забыть выполнить домашнее задание, оставить дома что-то из необходимых на уроке канцелярских принадлеж­ностей. (Интересно, что учителя считают ее очень орга­низованной). Дело в том, что когда дочь училась в на­чальной школе, то мама работала на дому и полностью контролировала девочек, сейчас она целый день в разъез­дах, и дочери столкнулись с необходимостью самоорга­низации. То, что Лена пустила в ход кулаки, шокирова­ло маму: «Я всегда учила ее, что за себя надо уметь по­стоять, иначе не проживешь, но делать это цивилизо­ванно». После вызова к директору с ней серьезно пого­ворили дома. «Я знаю свою дочь, она больше ничего по­добного не допустит», — заверила она. В прежнем клас­се у Лены была подруга, они вместе занимались и музы­кой, но при переходе в среднюю школу они попали в разные классы. «У меня в школе тоже несколько лет не было подруг: моя близкая подружка перешла в другую школу, а больше ни с кем дружить не хотелось», — рас­сказала мама, так что к некоторой изолированности до­чери в классном коллективе она относится спокойно.

Наблюдение и беседа с ребенком:

Лена — миловидная девочка, среднего роста, про­порционально сложена, с густой длинной косой, в одеж­де придерживается романтического стиля: оборки, кру­жева. К беседе отнеслась настороженно, видимо, дога­дываясь о том, что приглашение к психологу связано с недавними инцидентами (рукоприкладством), вела себя корректно, от обследования не уклонялась, но держа­лась очень беспокойно, что-то теребила в руках, верте­лась на стуле. Активна, ориентирована на социальный престиж. Особо значимыми являются ситуации, связан­ные со статусом в классном коллективе. В свободное время Лена любит рисовать, читать. Любопытно, что

Психологическое консультирование

школьные уроки музыки ей не нравятся: там поют хо­ром, и она не может показать свои вокальные данные, слушать же пение других ей не интересно. Расстроена оценками в первой четверти: «Полно четверок, есть трой­ки, а хочется быть лучшей ученицей в классе», — гово­рит она, вздохнув. Девочка объясняет снижение успева­емости в средней школе возросшими требованиями. Лена считает, что, став серьезнее относиться к учебе, сможет исправить положение. Подруг у нее нет — ни в музы­кальной школе, ни в гимназии, но Лену это не волнует: ей есть чем заняться, свободного времени практически нет. Гимназический класс нравится тем, что дает хоро­шие знания. Музыка пригодится в жизни: будет учить своих детей и играть для гостей.

Диагноз непсихологов:

Классный руководитель: «Злая, бездушная девочка, совершенно нравственно невоспитанна».

Мама: неадекватная, «дикая» реакция на враждеб­ный детский коллектив.

Самодиагноз: «Когда тебя обижают, унижают, надо давать отпор».

Резюме по феноменологии:

Агрессивное поведение по отношению к однокласс­никам, неудовлетворительная адаптация к новому кол­лективу гимназического класса.

Случай 7.

Алеша П., 12 лет, 7 класс.

Октябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя:

«Объясните странности в поведении Алеши и дайте рекомендации учителям, как с ним обходиться».

Данные, приведенные учителями:

Отмечаются следующие странности в поведении: в начальной школе после замечания учительницы: «Что ты стоишь, как памятник?» поставил стул на парту, залез на него и простоял неподвижно до конца урока, не обра-

Школьное консультирование

щая внимания на уговоры учительницы, завуча и дирек­тора. В 5 классе умышленно оставил открытым кран в туалете, в результате затопило целое крыло школьного здания. Объяснить этот поступок Алеша не смог. Дерет­ся редко, только когда «доведут», но тогда он находится в ярости, совершенно не контролирует себя и успоко­ить его невозможно. Обычно мальчик добрый, дисцип­линированный, но учителя боятся того, что он может «взорваться» из-за пустяка и совершить нечто непредс­казуемое. С одноклассниками у него нормальные отно­шения, хотя физически сильных мальчиков он побаива­ется. У Алеши в классе один близкий друг — Андрей С. — мальчик, по мнению некоторых учителей, со снижен­ными умственными способностями, очень неорганизо­ванный и неряшливый. Алеша объясняет ему материал, иногда дает списать, выручает, когда Андрей забывает дома что-то из учебных принадлежностей. Алеша любит внимание окружающих, о своих способностях он высо­кого мнения, хотя учителя считают, что у него средние способности. Родители мальчика разведены, он живет с мамой, бабушкой и сестрой. Мама и слышать не хочет о визите к психоневрологу, это предложение учителей она сочла личным оскорблением. Дело дошло до того, что уже год мама принципиально не ходит на родительские собрания, хотя дневник сына регулярно просматривает.

Наблюдение и беседа с подростком:

Физическое развитие Алеши соответствует возрас­ту, телосложение пропорциональное. Одет аккуратно, всегда тщательно причесан, вежлив со старшими. К об­следованию отнесся настороженно. Алеша считает, что может учиться лучше, мечтает попасть на будущий год в гимназический класс. Сейчас у него тройки и четверки. Скромные результаты вызваны, по признанию мальчи­ка, его недостаточной старательностью. В свободное вре­мя он гуляет с друзьями во дворе или ходит к ним в гости, читает фантастику, смотрит телевизор. Собирает­ся заняться вольной борьбой, когда-то он недолго посе­щал секцию, и ему очень нравилось. Объяснения своим

Психологическое консультирование

странным поступкам дать не может: «Что-то на меня находит, а потом, когда ребята вспоминают какую-ни­будь мою «историю», я смеюсь вместе с ними». Алеша осуждает драчунов: «Драться нехорошо», хотя потом при­знается, что предпочитает не связываться с ними, пото­му что слабее некоторых и опасается быть побитым. Отчасти этим обстоятельством и объясняется интерес к спортивной борьбе.

Диагноз непсихологов:

Классный руководитель: подозрение на психичес­кое заболевание.

Самодиагноз: «Что-то на меня находит».

Резюме по данным феноменологии:

«Странности» в поведении, внезапные неконтроли­руемые вспышки отрицательных эмоций.

Случай 8.

Слава С, 13 лет, 7 гимназический класс.

Март 1993 г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя:

«Как помочь Славе избавиться от «комплексов»? Мальчик не может отвечать у доски перед всем классом, малейшая неприятность приводит к стрессу».

Данные, приведенные учителями:

Учится хорошо, преимущественно на пятерки, к его поведению в школе никаких претензий нет. С однокласс­никами хорошие, ровные отношения, правда, настояще­го друга в классе у него нет. Слава не проявляет иници­ативы в установлении дружеских отношений со сверст­никами, внеклассные мероприятия обычно игнорирует, редко ездит на экскурсии, объясняя это тем, что не хо­чет волновать маму. Ребята уважают его за знания. Сла­ва пишет прекрасные сочинения, очень хорошо занима­ется по иностранному языку. Тем не менее учителей беспокоит будущее мальчика, его неподготовленность к жизни, незащищенность перед невзгодами. Устные от­веты у доски представляют для Славы тяжкое испыта-

Школьное консультирование

ние: он краснеет, запинается, на глаза наворачиваются слезы, в связи с этим учитель вынужден давать ему пись­менное задание, с которым он, тут же успокоившись, прекрасно справляется. Поводом обращения учителей к психологу послужил случай на городской межпредмет­ной олимпиаде. По условиям конкурса задания по всем предметам выполняются участниками письменно, поэто­му Славу как сильного ученика включили в состав ко­манды без колебаний. Но произошло досадное недора­зумение. Ему дали карточку с заданием не по французс­кому языку, который он изучает, а по английскому. Маль­чик взял карточку, не сказав ни слова. Сидевшая рядом с ним одноклассница уговаривала его подойти к органи­заторам, объяснить ситуацию и попросить заменить за­дание, она даже хотела сделать это сама, но Слава кате­горически отказался и сдал в комиссию чистый лист. По физике и математике он выполнил задания лучше ос­тальных ребят из своей гимназии, но суммарный балл из-за иностранного языка оказался низким. Свое пове­дение при получении не того задания мальчик объяснил боязнью показаться невоспитанным, нахальным и тем самым подвести гимназию. Учителя связывают Слави­ны «странности» с трагической гибелью его отца. Мать до сих пор переживает случившееся, и это сказывается на сыне.

Данные, сообщенные мамой:

Отец мальчика, зоолог, погиб в экспедиции, когда сыну шел третий год, отца он не помнит. Все их род­ственники живут в других городах, так что мать и сын постоянно вдвоем. Разлучались только во время отдыха Славы в летнем оздоровительном лагере, но последние два сезона мальчик отказывался, ссылаясь на однообра­зие жизни в лагере и отсутствие интересных для себя занятий. Никаких конфликтов с сыном у матери нет, живут они дружно. Слава подробно рассказывает о но­востях школьной жизни, мама — о своих делах на рабо­те и различных бытовых проблемах. Если она расстрое­на, то мальчик утешает и успокаивает ее. До сих пор, и

Психологическое консультирование

это маму очень радует, у нее с сыном доверительные отношения. Слава всегда хорошо учился, коллектив ему нравится, на одноклассников никогда не жаловался. В начальной школе мама по его просьбе объясняла труд­ные темы. Сейчас сын не обращается к ней за помо­щью, успешно осваивает материал самостоятельно. Днем он гуляет во дворе с ребятами, любит играть в футбол. Близких друзей у него нет, как правило, домой их не приглашает, хотя мама не возражает против гостей. Любимое занятие мальчика — чтение и шахматы, он может часами разбирать шахматные партии и решать задачи. Маме 48 лет, она конструктор, работает «от звон­ка до звонка», затем спешит по магазинам и к 7 — 8 ч. вечера приходит домой, где её ждет сын. В последние годы семья с трудом сводит концы с концами из-за инф­ляции, а пособие по потере кормильца мизерно. На до­полнительный заработок у неё нет времени, да и пред­приимчивостью она не отличается. Единственное под­спорье семейному бюджету — шитьё и вязание, этим она и занимается дома после работы. Иногда они ходят в гости к маминой подруге, та тоже воспитывает одна сына. Вопрос о повторном браке у матери не возникал: надо было заниматься маленьким сыном, а когда он под­рос, подходящий, с ее точки зрения, для замужества воз­раст миновал. Социальный опыт Славы очень скромен: это школа и булочная, где он каждый день покупает хлеб. Мама понимает, что для взрослеющего сына этого недо­статочно, но так трудно что-то изменить! Шахматного кружка поблизости нет, а долгая дорога небезопасна, а также может оставаться недостаточно времени на уро­ки. В компанию сверстников Славу не заманить, на школьные вечера мальчик не ходит, ссылаясь на неуме­ние танцевать, а мамины предложения научить его танцам было иронически встречено: «Сейчас так не танцуют». Выяснилось, что на экскурсии с классом он не ездит по собственной инициативе, мама никогда не возражала против них. Случай на олимпиаде имел неожиданные последствия: мальчик задался целью самостоятельно изу-

Школьное консультирование

чить английский. Мама принесла с работы учебник, и уже месяц Слава штудирует второй иностранный язык, по-прежнему получая пятерки по французскому. Готов­ность заплакать из-за любой мелочи присуща ему всю жизнь. «Такой уж он уродился, да и я сама такая, а кро­ме меня он никого и не видит», — заключила мама.

Наблюдение и беседа с подростком:

Слава — худой, долговязый паренек с угловатыми движениями. Встречи с психологом испугался. Когда он вошел в кабинет, у него на глазах были слезы. Отноше­ние к обследованию можно охарактеризовать как по­слушно-обреченное, иногда подростка удавалось вывес­ти из этого состояния, но как только разговор заходил о чем-то неприятном, Слава тут же возвращался в исход­ную позицию, опять появлялись слезы. Беседы не полу­чилось, так как отвечал мальчик односложно, об инци­денте на олимпиаде сожалеет, теперь он понимает, что надо было разобраться в этой ситуации, и если ему не хватило смелости самому выяснить это недоразумение, то надо было бы воспользоваться помощью однокласс­ницы. Единственной темой, на которую удалось с ним свободно поговорить, — шахматы. Славе не скучно иг­рать одному, но он понимает, что под руководством спе­циалиста обучение было бы эффективнее. Хотелось бы подружиться с ребятами — любителями шахмат и про­верить свои силы. Занимаясь в кружке, легче получить разряд. В районном Доме детского творчества нет шах­матной секции, а куда можно обратиться — он не знает. В конце беседы, как бы извиняясь, подросток сказал, что догадывается, почему его пригласили к психологу, что он часто не знает, как правильно себя вести, и доба­вил, что он не возражает против встречи психолога с мамой.

Диагноз непсихологов:

Классный руководитель: Собственная реакция на потерю отца + влияние матери, так и не оправившейся после трагической гибели мужа.

Мама: Наследственные особенности характера (та-

Психологическое консультирование

кой же, как я), усиленные воспитанием в неполной се­мье и крайне ограниченным социальным опытом. Самодиагноз: выяснить не удалось. Резюме по данным феноменологии: Чрезмерная застенчивость, слезливость.

Случай 9.

Андрей М., 13 лет, 8 гимназический класс литера­турного профиля

Ноябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос зам. директора гимназии по воспитатель­ной работе:

«Как объяснить расторможенность Андрея на уро­ках и переменах?»

Данные, приведенные учителями:

Андрей вызывал беспокойство учителей еще в на­чальной школе: учился неровно, хорошо усваивал инте­ресные для себя темы, а «скучный, ненужный» матери­ал учил только под сильным нажимом учителя и родите­лей, часто возникали стычки между ним и одноклассни­ками из-за пустяков. Иногда мальчик так мешал вести урок, что учительница отправляла его в кабинет биоло­гии, где он сразу успокаивался и принимался рисовать с натуры аквариумных рыбок. Педагогическое воздействие на ребенка через семью затруднялось тем, что бабушка и родители придерживались разных воспитательных позиций. В средней школе у Андрея появились люби­мые предметы — биология и литература — по ним пя­терки, по остальным дисциплинам преобладают тройки: мальчик недоучивает материал, ленится. В 8 классе гим­назисты распределяются по физическому и литератур­ному профилям обучения. Андрей выбрал литературный класс. По наблюдениям учителей, многие мальчики, по­падая в «девичьи» классы, испытывают некоторый дис­комфорт, с Андреем же в начале обучения «произошло что-то немыслимое»: его поведение стало непредсказуе­мым, само присутствие мальчика на уроке ставит заня-

Школьное консультирование

тие под угрозу срыва, не унимается он и на перемене. Вот что он «натворил» в течение одной недели: вбежал в 9 класс, выхватил у девочки блокнот и вырвал из него страницу, зашел в кабинет, где были шестиклассники, схватил портфель какой-то девочки, бросил его на дру­гом этаже, после чего она пол-урока искала портфель; при виде вошедшего на перемене в кабинет завуча заб­рался под парту, а на его недоуменный вопрос, улыба­ясь, ответил, что хотел с ней поиграть. На уроке без ви­димой причины вскочил со стула, залез под парту, затем стал копаться в шкафу для учебных пособий, потом объяснил, что искал свой ластик. Единственный способ обеспечить удовлетворительное поведение Андрея на уроке — дать ему индивидуальное задание, а итоги вы­полнения самостоятельной работы одобрительно проком­ментировать при всем классе. Со сверстниками у Анд­рея плохие отношения: он надоедает одноклассникам, пристает к ним, обижает более слабых, открыто радует­ся неудачам других. Учителя расценивают его способно­сти как средние, выделяют лишь неослабевающий инте­рес к зоологии беспозвоночных и нетривиальные сочи­нения по литературе. (Интересно, что по результатам школьного теста умственного развития, проводившего­ся фронтально в параллели 8 классов в начале учебного года, Андрей показал хороший результат). Родители под­ростка постоянно бывают в школе, очень обеспокоены низкой успеваемостью сына, плохим поведением и воз­можностью перевода в негимназический класс. У неко­торых учителей родители Андрея вызывают симпатию и сочувствие, но большинство из них считают, что имен­но они виноваты в неприемлемом поведении сына: они внушают сыну мысль о его выдающихся способностях, не дают однозначную оценку его выходкам, высокомер­но относятся к учителям, что не ускользает от внимания мальчика.

Данные, сообщенные родителями:

На прием к психологу пришли и папа, и мама. Мама — экономист, начальник отдела в крупной коммерчес-

Психологическое консультирование

кой структуре, папа — юрист. Родители обижены на пе­дагогический коллектив, они считают, что учителя не­справедливы к их сыну, не хотят искать индивидуально­го подхода к ребенку. Уровень преподавания некоторых предметов их не устраивает. Родители практически от­дают сыну все свободное время. Вечером, придя с рабо­ты, они тщательно проверяют выполнение всех его до­машних заданий: гуманитарные предметы курирует папа, точные науки и естествознание — мама. Интересно, что дочь-первоклассница занимается самостоятельно, на проверку ее уроков у родителей не остается времени. Если хоть один день не контролировать сына, то он не­пременно получает «2» или «3». Родители объясняют это крайней невнимательностью Андрея, из-за нее он дела­ет массу ошибок в домашних заданиях, да и в классных работах. Отец неоднократно просил учителей в конце каждого урока персонально напоминать ему о записи домашнего задания, так как они часто вынуждены сами звонить его одноклассникам и выяснять, что задано на дом. Большинство учителей, однако, без понимания от­носятся к их пожеланиям, заявляя, что такие напомина­ния если и уместны, то только в начальной школе. Роди­тели измучены, они не могут после работы посмотреть телевизор или поговорить со знакомыми по телефону, но не могут допустить плохой учебы сына: хочется, что­бы Андрей получил хорошее образование, окончил пре­стижный вуз. Плохие отношения сына со сверстниками они объясняют агрессивностью и низким уровнем куль­туры других ребят. По мнению родителей, «странное» поведение Андрея в школе вызвано тем, что он не чув­ствует себя комфортно из-за необъективного отноше­ния учителей и агрессивности сверстников. Основной педагогический метод в семье — разъяснение. Андрея не только ни разу не наказывали физически, но и ни­когда не кричали на него, в этом, по их мнению, они реализуют уважение к личности сына. Мысль о необхо­димости разнообразить педагогические воздействия при отсутствии эффекта от практиковавшихся ранее мето-

Школьное консультирование

дов никогда не приходила родителям. Единственное от­ступление от своих педагогических принципов, которые они иногда допускают, — это покупка дополнительных раковин морских моллюсков для коллекции сына как поощрение за хорошие оценки. «Да, сейчас с ним много сложностей, но наше правильное воспитание рано или поздно принесет свои плоды», — такова позиция роди­телей. Выходные дни Андрей, как правило, проводит в гостях у друзей родителей. В обществе взрослых маль­чик словно преображается, друзья семьи отмечают его начитанность и интеллект. После настоятельных сове­тов учителей показать ребенка врачам год назад Анд­рею сняли электроэнцефалограмму в хозрасчетном ме­дицинском центре. Заключение по ЭЭГ было сформули­ровано в терминах физиологии высшей нервной деятель­ности, и результат обследования остался для родителей загадкой, но на словах врач добавила: «Ребенок как ре­бенок». Обращаться к районному психоневрологу роди­тели категорически отказываются, боятся необъектив­ности врача из-за давления на него со стороны школы.

Наблюдение и беседа с подростком:

Отношение к обследованию' заинтересованное, вни­мание психолога Андрею было явно приятно, с нетерпе­нием ждал результатов обследования. В росте мальчик значительно отстает от сверстников, худощав, телосло­жение пропорциональное. Андрей понимает, что своим поведением на уроках мешает учителю и одноклассни­кам, но ничего не может с собой поделать. На перемене пристает к ребятам. Признает, что с коллективом не ла­дит: «Такой я вредный». Во дворе гуляет мало — по пол­часа с приятелем младше себя. Непродолжительное вре­мя прогулки объясняет невразумительно: «Сейчас быст­ро темнеет (ноябрь), холодно, мерзнут руки». Об учебе: оценки очень неровные, хорошо подготовлен к урокам, только когда есть настроение. Понимает, что посредствен­ная учеба может привести к отчислению из гимназичес­кого класса, но не может заставить себя учиться ровно, систематически заниматься. Говоря о возможном отчис-

Психологическое консультирование

лении, очень расстраивается. Родители принимают свои меры для стимулирования успеваемости: задабривают, проверяют уроки, собираются нанять учителя по анг­лийскому языку. Свободное время в основном проводит за чтением фантастики. Много времени мальчик отдает своей коллекции морских беспозвоночных, которую со­бирает с 9 лет. Сейчас коллекция насчитывает около 50 единиц. Отец записал Андрея в секцию дзюдо, но под­росток намерен прекратить тренировки из-за потери интереса: на соревнованиях он часто проигрывает и к тому же не выносит физической боли.

Диагноз непсихологов:

Родители: реакция на недостаток внимания учите­лей и неблагополучное окружение сверстников.

Большинство учителей: результат неправильного воспитания в семье.

Учитель биологии: неправильное воспитание в се­мье + задержка развития волевой сферы.

Учитель английского языка: возможно психическое заболевание.

Самодиагноз: затрудняется ответить.

Резюме по данным феноменологии:

Расторможенность, инфантилизм, стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание, нарушение отношений со сверстниками.

Случай 10.

Наташа К., 15 лет, 10 гимназический класс физичес­кого профиля.

Март 1993 г.

Феноменология.

Запрос зам. директора гимназии по науке:

«Девочка недооценивает свои способности, не ре­шается участвовать в межшкольных олимпиадах для стар­шеклассников, хотя по ряду предметов могла бы весьма успешно выступить. Как придать ей уверенность в сво­их силах?»

Школьное консультирование

Данные, приведенные учителями:

В этом классе подобрался сильный состав. Наташа — «генератор идей», из девочек самая способная в сво­ем классе. Ребята уважают ее не только за знания и ум, но и за справедливость, доброту, отзывчивость, веселый характер, обаяние. В классе у нее лучший друг — Мари­на Б. — отличница, воспитанная, обаятельная девушка. Подруги всегда вдвоем, учителя не помнят случая, что­бы они повздорили или просто не смогли о чем-то дого­вориться. Трудно выделить в этой диаде ведущую и ве­домую, похоже, их отношения строятся на равноправ­ной основе. Возможно, такая крепкая дружба связана с тем, что Наташа живет с мамой, деловой женщиной, до позднего вечера пропадающей на работе, а Марину вос­питывают бабушка с дедушкой: отец погиб, а у матери другая семья. Поводом для обращения к психологу явил­ся внезапный отказ Наташи участвовать в олимпиаде для учащихся гимназий и лицеев. Программа включала за­дания по всем основным школьным предметам, поэтому команду формировали из сильных учащихся. Наташа — не лучшая ученица в своей параллели по физике и мате­матике, но, учитывая ее хорошие результаты по гумани­тарным предметам, учителя решили включить ее в ко­манду. После некоторых колебаний она согласилась и участвовала в тренировках, но накануне олимпиады вне­запно отказалась, предложив кандидатуру своего одно­классника. Учителям ничего не оставалось, как согла­ситься на замену. Свой отказ девочка объяснила слабы­ми знаниями по истории. Аргумент учителей, что и ее одноклассники не сильны в этой науке, не помог. Пре­подаватель истории — опытный педагог, свой предмет знает хорошо, но отношения с ребятами строит на фор­мальных принципах, ведет уроки сухо, требует почти дословного пересказа учебника. Большинство гимнази­стов не любят историю, и это сказывается на качестве их знаний по данному предмету. Преподавателя геогра­фии поразил такой эпизод. Однажды на уроке она пред-

Психологическое консультирование

ложила учащимся деловую игру, моделирующую работу банка. По жребию Наташе досталась роль управляюще­го. Девочка обрадовалась — роль ведущая, по-хозяйски уселась за воображаемый начальственный стол, обвела глазами очередь ждущих приема посетителей, важно пригласила первого из них в свой кабинет и... Тут про­изошло неожиданное: в диалоге с первым же «клиен­том» обычно спокойная, жизнерадостная Наташа пре­вратилась в беспомощное создание. Кому из посетите­лей предоставить кредит, а кому — нет, оказалось непо­сильной для нее задачей. Казалось, что необходимость принятия решения доставляет ей определенные трудно­сти. Учителю пришлось ввести второго банкира, чтобы игра продолжалась. После окончания гимназии Наташа собирается поступать в финансовую академию. По мне­нию учителей, она сможет стать хорошим экономистом, весь вопрос в том, не испугается ли она вступительных экзаменов и не подаст ли документы в другой институт, где конкурс меньше. Как-то в беседе с классным руко­водителем девочка призналась, что так не уверена в сво­их знаниях истории и географии, что сомневается, смо­жет ли подготовиться к экзаменам по этим предметам даже с помощью репетиторов.

Наблюдение и беседа с Наташей:

Наташа — миниатюрная девушка с внимательным открытым взглядом, с длинными, распущенными свет­лыми волосами. Была бы очень симпатичной, если бы не угри на лице. К беседе с психологом девочка отнеслась заинтересованно, охотно выполнила психодиагностичес­кую методику, внимательно слушала интерпретацию результата, кое-что записала себе для памяти. Она до­вольно подробно и откровенно отвечала на вопросы, с удовольствием рассказывала о своих мечтах. Ее пози­цию можно охарактеризовать как активное сотрудниче­ство с психологом. Маму Наташа очень любит. Неразре­шимых проблем в семье не возникает, хотя минутные обиды нередко вспыхивают. «Характер у мамы непрос-

Школьное консультирование

той, но я к нему приспособилась», — рассказывает де­вочка. Самое тяжелое время для нее — два летних меся­ца, которые она проводит в оздоровительном лагере. Зато потом с мамой уезжают в отпуск. Ожидание этого путе­шествия и согревает Наташу в лагере. Третий член се­мьи — трехлетний пудель. Девочка очень привязана к нему, она даже уверяет, что такой замечательной соба­ки (а также кошки, попугая и т. д.) не может быть на свете. Прогулки с пуделем, часто в компании Марины — основное ее занятие в свободное время. Уроки она дела­ет долго, не торопясь, немного помогает маме по дому (больше всего любит готовить), рассказывает маме о школьных новостях, смотрит телевизор. Как правило, девочка не пропускает ни одного фильма, особенно нра­вятся ей мелодрамы. Читает она мало: даже произведе­ния, входящие в школьную программу, иногда не осили­вает, ограничиваясь беглым просмотром. Пятерки по литературе объясняются ее понятливостью и тем, что она внимательно слушает на уроках свою любимую учи­тельницу — блестящего филолога и добрейшего челове­ка. Интересно, что в детстве девочка рано овладела гра­мотой и много читала, «считалась умным ребенком», — как она выразилась. Наташа никогда не посещала круж­ки: во-первых, не испытывала интереса к предлагаемым внешкольным занятиям, а во-вторых, надо было осваи­ваться в новом коллективе, привыкать к руководителю. Физический класс Наташа с Мариной выбрали по двум причинам: их устраивают учителя и интересный коллек­тив, большую часть которого составляют мальчики. «Они всегда что-нибудь придумывают, у нас в классе не со­скучишься», — с гордостью говорит она. Девочка удов­летворена отношением к ней одноклассников, она счи­тает, что ребята по достоинству оценивают ее положи­тельные качества. По ее мнению, последних у нее нема­ло. Дорожит своей репутацией у одноклассников. В бу­дущем Наташа видит себя прежде всего женой и мате­рью. Ей хотелось бы, чтобы муж занимал солидное об-

Психологическое консультирование

щественное положение, хорошо обеспечивал семью ма­териально, а сама она с удовольствием займется хозяй­ством и детьми. Торопиться с замужеством она не соби­рается, до этого надо закончить институт.

Диагноз непсихологов:

Учитель литературы: нерешительность как стабиль­ная черта характера.

Самодиагноз: «Не переношу ответственных ситуа­ций».

Резюме по данным феноменологии:

Трудности в принятии решения, дезорганизация деятельности в ситуации повышенной ответственности.

5. Дистантное консультирование

Существуют два вида заочного консультирования: телефонное консультирование и письменное консульти­рование. Введение последней формы психологической помощи было обусловлено тем, что по некоторым при­чинам использование телефонного консультирования мо­жет быть затруднено. В отечественной литературе дос­таточно часто отмечается, что эпистолярный жанр очень эффективен. Ведь написанное убеждает и внушает силь­нее, чем сказанное. В письме, особенно написанном от руки, — символика и некая магия. Письмо читают уеди­нившись, и оно воздействует как внушение в состоянии аутогенной релаксации. Более того, оно способно воз­действовать и на уровне внушения в гипнотическом со­стоянии. Адресат сам выбирает время его прочтения и темп его восприятия. Письмо читают неспешно, на чем-то задерживаясь, к чему-то вновь и вновь возвращаясь, его берут с собой в дорогу, хранят и перечитывают. На­ставления юному в письмах к нему практиковались ве­ками.

В практической психологии существует много тер­минов для обозначения работы психолога с письмом — «психотерапевтическое письмо», «психотерапевтическая переписка», «письменная психологическая помощь», «те­рапия домашней перепиской с врачом» (М.Е. Бурно), «терапия письмом», что вносит разночтения и разные толкования, не охватывающие всей широты и глубины метода. Исходя из этого В.Ю. Меновщиков предлагает ввести новое наименование — скриботерапия (от лат. scribio — «писать» и therapia — «лечение»), имея в виду, что в переписке отражаются как воздействие консуль­танта на клиента, так и вербальное и невербальное са­мовыражение клиента.

Работу психолога с письмом можно разделить на два этапа: 1) психодиагностика и 2) консультирование или психотерапия. Коротко остановимся на каждом из них.

Во-первых, письмо дает достаточно большую психо­диагностическую информацию: а) подробнейшее изло­жение истории психологического страдания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: