В настоящее время психологами принято следующее положение, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. Далее, более подробно остановимся на критических ситуациях, в которых оказывается человек, исходя из мнения Р. Лазаруса, который ввел понятие психологического стресса, и признал, что человек сам создает для себя трудности и стрессовые факторы
Проблемы, относящиеся к работе психолога, можно назвать «житейскими» проблемами — это те неисчислимые индивидуальные обстоятельства, случаи, эпизоды в жизни, которые оставляют более глубокий след в душе человека, чем он бы хотел. Причинами частого обращения к психологу может быть как пустяковое дело, так и безвыходная, по словам клиента, ситуация. Во-первых, обращение к психологу может быть связано с мнительностью клиента, излишней внимательностью его к своему здоровью, внутренним проблемам Например, пенсионеры без родственников и друзей, которым необходимо внимание к себе. Во-вторых, знания о себе необходимы для оправдания своих неудач и успехов. Например, подсчеты биоритмов (интеллектуального, эмоционального, физического) позволяют спокойно относиться к спадам самочувствия, активности, настроения. Загадочность нежелательных явлений собственной жизни и деятельности настораживает, требует объяснения и оправдания. В-третьих, когда возникают кризисы, спады, конфликты, противоречие между «хочу» и «могу», «хочу и нужно, «ожидаю и притязаю». Причем, обращаясь, часто ожидают готовый рецепт, ясно и просто предписывающий конкретные действия, необходимые для преодоления затруднений в личной жизни. В-четвертых, это необходимость просто выговориться, что не удается осуществить в повседневной жизни.
Можно выделить условно три типа клиентов (Н.Н. Обозов): а) неуверенный в себе клиент (часто причина обращения за помощью — желание снять с себя ответственность, в консультации такой клиент взвешивает доводы «за» и «против», поэтому психолог должен создать у клиента полную уверенность в решении вопроса); б) уверенный в себе клиент (для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения психолог должен выступить в роли «ведомого, который только подсказками, предположениями сможет разобраться в ситуации»); в)клиент, все знающий и доверяющий только себе (клиенты такого типа редки, они противоречивы, подвергают все сомнению и убеждены в своей правоте; они запускают решение своей проблемы или переходят в пограничные невротические состояния или уже имеют соматические заболевания, требующие терапевтического, а иногда и полного медицинского вмешательства).
Диагностика и последующее информирование клиентов об их индивидуальных психологических особенностях обнаруживает как согласие, так и несогласие относительно правильности оценивания. Особый интерес для психолога представляет несогласие, указывающее на проблемность именно в этой сфере личности. Условиями этого несогласия являются социальная неодобряе-мость названного качества личности, неадекватность понимаемого термина (расхождение научного и обыденного понятия) и субъективно-личностная неприемлемость. Согласие-несогласие формируется в результате сравнивания своего мнения о себе, мнения других людей и мнения психолога, а также зависит от пола и профессиональной принадлежности. Отсюда основанием типологии консультируемых можно назвать отношение к консультации, что связано с личностными особенностями консультируемых. Для первого типа характерны такие качества личности, как реалистичность, самоуверенность и установка, что личный опыт не заменяет никакие психологические исследования. Для второго типа характерны эмоциональная утонченность, эстетичность и установка, что личность — это уникальное и таинственное образование.
1. Диагностика
la. Исходная диагностика Нуль-тест
Цель: Выявить профессиональные позиции, которые можно улучшить.
Ведущий раздает копии теста членам группы и просит их заполнить. Заполненные формы не собираются, участникам предлагается сохранить их до окончания встреч. После окончания тренинга участников просят пересмотреть свои рейтинги и проанализировать, в каких позициях произошли изменения, а какие все еще требуют внимания.
Оцените себя и ваши умения по шкале от 1 до 10 (1 — низший балл, 10 — наивысший балл).
1. Как много вы знаете о мотивации и поведении людей 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
2. Насколько вы свободно общаетесь 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
3. Насколько вы удовлетворены образом своего Я 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
4. Что вы думаете о том, насколько остальные ценят вас как психолога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
5. Как вы сами оцениваете себя как психолога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
6. Как много вы знаете о работе практического психолога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
7. Насколько у вас богатый опыт в практической психологии 1...2...3...4...5...6..7...8...9...10
8. Какую роль играет получаемое образование в успешности вашей профессиональной деятельности как психолога-практика 1...2...3...4...5...6...7...8...9... 10
9. Насколько хорошо вы работаете над своим профессиональным совершенствованием 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
10. Насколько вы получаете удовольствие, помогая другим людям 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
Психологическое консультирование
11. Насколько вы любите представлять себя в будущем практическим психологом 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
12. Насколько ваше профессиональное будущее зависит от вас 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
13. Насколько хорошо вам известны функциональные обязанности и права практического психолога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
Насколько вам свойственно:
14. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я понимаю другого, так как могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю настроение моего собеседника и отвечаю на него. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
15. Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не всегда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю другого, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий других. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
16. Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фальшив в своем взаимодействии с окружающими. Я, не скрываясь за ролями и фасадами, не стремлюсь произвести впечатление, «сделать вид», поэтому другие знают, на чем я стою в самом деле. Я остаюсь самим собой в своем общении с другими людьми. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
17. Конкретность. О себе я не могу сказать, что выражаюсь неопределенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соотношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и точно. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
18. Инициативность. Во взаимоотношениях с другими я занимаю активную позицию: сам действую, а не только реагирую. Вступаю в контакт, а не жду, когда вступят в контакт со мной. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
19. Спонтанность. Непосредственность в проявлении себя. Я действую открыто и прямо во взаимоотно-
Диагностика
шениях с окружающими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть со стороны. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10
Вопросы для обсуждения: какие направления в вашей работе или учебе сегодня кажутся вам наиболее важными? Ваш ответ на вопрос год назад был бы таким же, как сейчас? Как вы приобретаете знания по различным вопросам? Что должно быть сделано для улучшения ваших позиций?
16. Первоначальная и завершающая диагностика
Инструкция. Данная анкета предназначена для стимуляции Ваших размышлений о поведении специалиста во время оказания психологической помощи. Такой анализ даст возможность оценить Ваши навыки и прояснить те задачи, которые Вы можете ставить перед собой в профессиональном совершенствовании.
Работа состоит в следующем:
1. Ознакомьтесь со списком поведенческих признаков и выберите те из них, которые Вам следует использовать в своей практике чаще, чем Вы это делаете, и, с другой стороны, те, которые Вам следует применять реже либо избегать совсем. Поставьте «+» в соответствующем столбике. Если Вы удовлетворены частотой использования, поставьте «+» в соответствующей графе.
Анкета 1.
Удовлетворен частотой использования | Хотел бы использовать чаще | Хотел бы испол ьзовать реже | ||||
1 чувствовать, что имеющихся у мен» знаний достаточно для работы | ||||||
2 осознавать, почему я работаю в это! области | ||||||
3 сталкиваться с неожиданными эффектами своего воздействия | ||||||
4 заботиться о моральной стороне дела | ||||||
5. чувствовать себя нормально, работая с людьми высокого ранга | ||||||
6. активно слушать других | ||||||
7 оценивать степень своего влияния | ||||||
8. сдерживать агрессию | ||||||
9. ясно представлять теоретическую базу своей работы | ||||||
10. помогать людям в обнаружении их проблем | ||||||
11. задавать прямые вопросы | ||||||
12 пробуждать доверие к своим знаниям | ||||||
13 стремиться быть необходимым людям | ||||||
14 вызывать на откровенность | ||||||
15. предлагать найти ответ на вопрос | ||||||
16. рассчитывать, что человек будет использовать мое решение | ||||||
17. помогать человеку самому найти решение проблемы | ||||||
18 отвечать "нет" без чувства страха и вины | ||||||
19. работать в состоянии усталости или в условиях недостатка времени | ||||||
20. выносить на рассмотрение некоторые георстические взгляды, на которые считаете важным опираться в работе | ||||||
21.чувствовать, что с этими конкретными людьми работать не особенно нравится | ||||||
22. приводить примеры других решений, принятых другими людьми | ||||||
23. брать на себя ответственность | ||||||
24 "психологически" защищаться самому | ||||||
25 просто прощаться, когда дело закончено | ||||||
26. считать, что неудача произошла из-за сопротивления клиента | ||||||
27 осознавать свои тенденции к соперничеству и сотрудничеству | ||||||
Анкета 2.
Удовлетворен частотой использования | Хотел бы использовать чаше | Хотел бы использовать реже | |||||
1. говорить прилюдно | |||||||
2. говорить коротко и емко | |||||||
3 говорить убедительно | |||||||
4. побуждать других высказываться | |||||||
5 внимательно слушать | |||||||
6 придерживаться заранее продуманного по данной теме | |||||||
7. выражение одобрения, удовольствия, благодарности | |||||||
8. сообщение окружающим о своих чувствах | |||||||
9. сокрытие своих чувств | |||||||
10 открытое выражение несогласия | |||||||
11. выражение благодарности | |||||||
12. принятие (т.е. не избежание) конфликта и агрессии | |||||||
13.принятие разочарования | |||||||
14. доминирование в работе | |||||||
15. доверие другим | |||||||
16 оказание помощи | |||||||
17. оказание покровительства, защиты | |||||||
18. привлечение внимание к себе, своей личности | |||||||
19. отстаивание себя | |||||||
20. охотное принятие помощи других | |||||||
21. проявление решительности | |||||||
22. самокритичность | |||||||
23. умение терпеливо ждать | |||||||
24. уединение для чтения и размышления | |||||||
25. миротворчество, помощь в достижении согласия | |||||||
26. работа с закрытостью, скрываемыми чувствами и переживаниями | |||||||
27. замечать напряжение слушателей | |||||||
28. замечать уровень заинтересованности | |||||||
29. быть чувствительным к индивидуальным переживаниям окружающих | |||||||
30. замечать реакцию на свои реплики и комментарии | |||||||
31 спрашивать мнение других | |||||||
32. работать над тем, чтобы никто не оказался проигнорированным | |||||||
1в. Текущая ежедневная диагностика
1. На сколько «Я» был «Я» 1..2..3..4..5..6..7..8..9..10
2. Внутреннее напряжение 1..2..3..4..5..6..7..8..9..10
3. Атмосфера теплоты и доверия в группе.2..3..4..5..6..7..8..9..10
4. Чувство защищенности 1..2..3..4..5..6..7..8..9..10
5. Что мешало........................................
6.Промежуток продуктивного времени.2..3..4..5..6..7..8..9..10
7. Сколько вложили собственных сил в работу.2..3..4..5..6..7..8..9..10
Психологическое консультирование
8. Сколько получили в ответ 1..2..3..4..5..6..7..8..9..10
9. Что было полезным...............................................
10. Что запомнилось ярче всего..............................
11.Желание продолжить занятия
1..2..3..4..5..6..7..8..9..10
Упражнение Плохо-хорошо
Цель: обсуждение встречи с разных позиций.
Первый участник начинает: «Это плохо, что мы собрались здесь, потому что...»
Второй продолжает: «Это хорошо, потому что...» и т.д.
Завершать предлагается на позитиве «Это хорошо...».
1д. Завершающая диагностика
Инструкция: завершите предложения.
1. Во время занятий............
2. Мне понравилось, что.........
3. Насчет.............
4. Неудачным было...........
5. Если бы............
6. Я чувствовал (а)...........
7. Видеть со стороны.............
8. Мой образ............
9. Главное в том, что.................
10. Я и группа...................
11. А ещё..................
2. Практическая психология
Упражнение 1: Пословицы (Е.А. Климов)
Цель: умение сопоставлять житейские и научные знания, быстро их предъявлять, изучение психологических признаков труда в народном сознании.
Участники работают индивидуально. Ведущий дает студентам следующую инструкцию к выполнению работы: «Я буду зачитывать не спеша в алфавитном порядке народные пословицы, называя их порядковые номера. В этих пословицах — проявлении народной мудрости — можно усмотреть идеи, соотносимые с психологическими признаками труда (сознания людей как деятелей). Напоминания об этих признаках приведены в таблице в виде кратких формулировок, «ключевых выражений». Таблица предъявляется студентам, и они перерисовывают ее в свою тетрадь.
Смысл признака | Номера соответствующих пословиц |
Предвосхищение ценного итога | |
Сознание обязательности итога | |
Ориентировка в орудиях, средствах работы | |
Осознание системы межличностных отношений |
Участники проставляют называемые номера пословиц в тех горизонтальных графах, «строках» бланка, в которых указан признак труда, согласующийся, по их мнению, со смыслом пословицы.
Фразеологизмы:
1. А воз и ныне там.
2. А ларчик просто открывался.
3. Артельный (общий) горшок гуще кипит.
4. Бабушка еще надвое сказала.
5. Бей галку и ворону: руку набьешь, сокола убьешь.
6. Берись дружно, не будет гузно.
7. Была бы шея, а хомут найдется.
8. В апреле земля преет, спеши пахать и сеять.
9. В дождь коси, в вёдро греби.
10. В полплеча работа тяжела, а оба подставишь — легче справишь.
11. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
12. Воду в ступе толочь — вода и будет.
13. Вола зовут не пиво пить, а хотят на нем воду возить.
14. Волк коню не товарищ.
15. Волка бояться — в лес не ходить.
16. Воробьи торопились, да маленькими уродились.
17. Вот тебе хомут да дуга, а я тебе не слуга.
18. Встанешь раньше, шагнешь дальше.
19. Всякая сосна своему бору шумит.
20. Глаза боятся, а руки делают.
21. Дружба дружбой, а служба службой.
22. Дружно — не гузно, а врозь — хоть брось.
23. Жалует царь, да не жалует псарь.
24. За вкус не берусь, а горячо сварю.
25. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
26. Клин клином вышибай.
27. Криком изба не рубится.
28. Ладил мужичок челночек, а свел на уховертку.
29. Метил в ворону, а попал в корову.
30. Мужик, умирать собирайся, а землю паши.
31. Начал за здравие, а свел за упокой.
32. Не клин бы да не мох, так и плотник бы сдох.
33. Ошибка в фальшь не ставится.
34. Поехала кума неведомо куда.
35. Час упустишь, годом не наверстаешь.
36. Это еще цветочки, а ягодки впереди.
37. Языком масла не собьешь.
Обсуждение: После окончания работы ведущий берет на выбор одну из работ студентов (с его согласия) и оглашает результат. Просит поднять руки тех, кто согласен, затем — кто не согласен с предложенным ответом. Итогом может стать небольшая дискуссия.
Упражнение 2: Практическая психология
Цель: осмыслить свое восприятие практической психологии, свое отношение к ней в целом.
Участники выбирают роли, из которых они определят свое отношение к практической психологии: 1 — священник, 2 — врач, 3 — физик, 4 — журналист, 5 — обыватель, 6 — учитель, 7 — экстрасенс, 8 — академический психолог, 9 — философ. Один участник исполняет роль Практической психологии. Он выслушивает все аргументы, затем сообщает о своих чувствах.
Обсуждение: анализ своих высказываний, успешность исполнения роли, оценка своего отношения.
Упражнение 3: Человек на своем месте (СЮ. Смагина)
Цель: самостоятельный анализ плюсов и минусов в студенческих и профессиональных ролях.
Участники делятся на две команды. Первая команда выступает от имени студентов, вторая — от имени специалистов. Раздаются листы формата А4, где команда студентов рисует картину по теме «Замечательная пора студенчества», а команда профессионалов — «Замечательная пора профессиональной зрелости». Затем каждая команда на своем листе перечисляет 6 атрибутов студенчества и 6 атрибутов профессиональной зрелости. Самый важный атрибут группа выделяет (подчеркивает). Через 15-20 минут работы команды обмениваются листами. На противоположной стороне листа «студенты» и «профессионалы» рисуют 6 минусов указанного возрастного периода и самый главный минус выделяют (подчеркивают). Далее команды выставляют свое творчество на обозрение и проговаривают плюсы и минусы той и другой социальной роли. Ведущий ставит вопрос о том, в каком возрасте каждый из участников захочет отказаться от плюсов студенчества, принять роль профессионала, а также просит студентов указать свои личностные особенности, которые позволят им достичь успешной профессиональной зрелости. Каждый из участников на своем индивидуальном листе пишет возраст, в котором, по его мнению, плюсы студенчества будут ощущаться меньше, объясняет почему и перечисляет наличие необходимых профессионально-важных качеств. Затем каждый по кругу зачитывает свое мнение. Ведущий, подводя итоги, говорит, что самое привлекательное обнаружено участниками в периоде студенчества и что — в периоде профессиональной зрелости, а также обращает внимание на то, какой возраст и какие качества участники группы чаще всего указывали.
Другой вариант. Участники делятся на несколько команд. Например, первая команда выступает от имени школьного психолога, другая — от имени социального психолога, третья — от имени клинического психолога, четвертая — от имени психолога-преподавателя. Раздаются листки, где каждая команда перечисляет б атрибутов конкретной специализации, подчеркивая наиболее значимый. Через 10-15 минут команды обмениваются листами. На противоположной стороне каждая группа перечисляет 6 минусов указанной специализации и выделяет наиболее существенный. Далее команды проговаривают плюсы и минусы всех обозначенных специальностей. Ведущий просит каждого участника перечислить те свойства своей личности, которые наиболее соответствуют одной из перечисленных специальностей.
Упражнение 4: Профессиональный почерк (по Е.А. Климову)
Цель: выявление эталонного варианта психологической деятельности.
Группе предлагается описать разные стили (или хотя бы отдельные черты, «штрихи» разных стилей) успешной работы по профессии психолог, свойственные людям, различающимся по своим личностным качествам, возрасту, полу.
Геннадий П., 28 лет, окончил МГУ, мать и отец — врачи, неженат, остроумен, общителен.
Алия 3., 42 года, окончила МПГУ, мать-одиночка, интеллигентная, деликатная дама.
Татьяна П., 46 лет, окончила МГУ, кандидат психологических наук, замужем, двое детей, серьезна, ответственна.
Федор Н., 39 лет, окончил Пермский политехнический институт, «сертифицированный» психолог, женат, трое детей, имеет собственную практику, инициативен, предприимчив.
Оксана Ф., 24 года, выпускница РГГУ, незамужем, интересная, обаятельная и сентиментальная девушка.
Ольга Н., 31 год, окончила Ростовский университет, незамужем, умная, экстравагантная дама.
Арсений К., 59 лет, окончил Ленинградский (Санкт-Петербургский) университет, женат, 1 ребенок, авторитетен и авторитарен.
Ильгиз Р., 34 года, окончил Казанский университет, женат, детей четверо, «генератор» идей, заводила.
Глеб Д., 27 лет, выпускник небюджетного вуза МОСУ, женат, детей нет, самостоятельный, ответственный человек.
Обсуждение: проанализировать составляющие успешной работы, сравнить общие и различные компоненты.
Упражнение 5: Процесс обучения (К. Фопель)
Цель: проанализировать процесс получения знаний, упорядочить собственные мысли, помогая себе двигаться дальше.
Участникам предлагается сопоставить три разных аспекта своих знаний: что они узнали о практической психологии от других, что они узнали из своего опыта и что еще хотели бы для себя прояснить.
Для этого необходимо взять чистый лист бумаги, разделить его на четыре равные части, проведя вертикальную и горизонтальные линии. В первой нужно в нескольких словах написать и в символической форме изобразить, чему научили другие в области практичес-
Психологическое консультирование
кой психологии. Какое отношение к практической психологии закладывается в процессе обучения? Какое представление о практической психологии получено от других людей?
Во втором прямоугольнике кратко производится краткая запись и делается символическое изображение, чему научились самостоятельно. К чему участники пришли на основе собственного жизненного и профессионального опыта? Что они прочитали, что узнали, наблюдая за собой и другими?
В третьем прямоугольнике кратко записывается и символически изображается, что еще остается неизвестным, что хочется изучить, понять, узнать, с чем связываются ожидания, т.е. обозначается перспектива дальнейшего развития знаний.
Четвертый прямоугольник оставляют пустым. В него можно внести идеи, наблюдения, планы и проекты, которые возникнут в ходе работы с тремя первыми разделами, в процессе их сопоставления и размышлений по их поводу.
Упражнение 6: Путешествие за мифами
Цель: показать мифологические составляющие нашего профессионального сознания.
Озвучить и обсудить на группе некоторые мифы нашего современного общества, например:
1) Все делают так.
2) Труд всегда вознаграждается.
3) Вам столько лет, на сколько вы себя чувствуете.
4) Новое — это хорошо забытое старое.
Затем добавляются один или несколько профессиональных мифов психологов-практиков, например:
1. Практика имеет дело с научным знанием и теорией.
2. Человек «прозрачен», его рано или поздно целиком и полностью можно описать на основе исповедуемой практиком психологической теории.
3. Психолог, познав в своей науке устройство пси-
Практическая психология
хики, ее законы, может управлять человеческим поведением, превратить его в средство своей деятельности (курсивы — В.М. Розин).
4. Эмпатия к другому человеку гарантирует (курсив — Л.Ш.) успех психологической помощи (Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящева).
Обсуждение: откуда могли появиться эти мифы? Какие факторы способствовали их «увековечиванию»? Что можно сделать, чтобы развеять эти мифы? Это действительно мифы или в них большая доля правды?
Группе предлагается создать собственный перечень профессиональных мифов психологов-практиков.