При олигофрении, сопровождающейся психопатоподобными формами поведения, у детей наблюдается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы, наблюдается недоразвитие личностных качеств, снижение критического отношения как к себе, так и к окружающим его людям.
Подобный вид олигофрении наиболее типичен для лиц, перенесших тяжелые постнатальные инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит), а также черепно-мозговые травмы с вовлечением в болезненный процесс подкорковых образований.
Сочетание психического недоразвития с явлениями аффективной возбудимости, расторможенность влечений, проявляющаяся в склонностях к воровству, бродяжничанию, прожорливости, повышенной сексуальности). Такие дети могут быть опасны в момент аффекта. Речь, исходящая от взрослых не носит регулирующую функцию. Дети не могут выполнять правил поведения. Купировать аффективные состояния быстро не удается. В тяжелых случаях применяют медикаментозные препараты. Если у ребенка вспышки агрессивного поведения частые, затяжные, то он выводится на домашнее обучение. Если опасности для окружающих нет, то обучение проводится в группе (классе).
|
|
Направления коррекционной работы:
1) разъяснение другим детям, почему наблюдается такое поведение;
2) недопусщение перевозбуждения ребенка, предупреждать его;
3) в момент аффекта внимание на ребенка не акцентировать.
Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов
Наличие у ребенка сложного дефекта очень резко замедляет и изменяет ход его интеллектуального и физического развития. Снижается процент коррекции его недостатков. Наличие умственной отсталости у глухих и слабослышащих составляет примерно 10%, а среди слепых и слабовидящих примерно в два раза больше. При данном виде олигофрений, общее недоразвитие мозга сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, недоразвитием речевых систем. К этиологическим факторам данного вида олигофрений относят генетические формы, связанные с нарушениями обмена, внутриутробного развития плода, а также асфиксии новорожденных, родовые травмы, ранние постнатальные поражения. Коррекционная работа проводится совместно с логопедом.