Величайший психиатр Д.М. Бехтерев, изучавший влияние алкоголя на организм человека, еще в начале XX века писал:
«С тех пор, как доказан безусловный вред алкоголя с научно-гигиенической точки зрения, не может быть даже речи о научном одобрении потребления даже малых доз алкоголя. Всем известно при том, что начало всегда выражается малыми дозами, которые постепенно переходят в дозы большие и большие по закону тяготения ко всем вообще наркотическим ядам, к каковым относится прежде всего алкоголь».
Со дня высказывания В.М. Бехтерева прошло более семидесяти лет, и жизнь подтвердила его абсолютную правильность. Для детей и юношества в нашей стране должен неукоснительно действовать «сухой закон», т.е. полный запрет спиртных напитков. Подросток, юноша, пристрастившийся к алкогольным напиткам, — это человек без будущего. Его удел — антиобщественные, аморальные поступки, преступления, болезни.
Наиболее частая причина пьянства подростков и юношей — дурной пример и отрицательное влияние окружающих, в семье, среди старших, алкогольные традиции. Одной из частых причин является незнание того, что алкоголь даже в малых дозах отрицательно сказывается на здоровье человека, частое его употребление приводит к необратимым последствиям. Алкоголь — яд, который наркотически действует на мозг человека, что в некоторых случаях сопровождается нарушениями деятельности этого важного органа. Вместе с этим гибнет система моральных ценностей и установок личности. Особенно пагубное влияние оказывает алкоголь на детей и подростков, так как в этот период жизни формируются такие качества, как честность, смелость, трудолюбие или, наоборот, лживость, лицемерие, лень, стремление приобрести блага нечестным путем.
|
|
Особенно токсическое, ядовитое действие оказывают алкогольные напитки на развивающийся организм.
Врачам приходится сталкиваться со случаями, когда детей и подростков доставляют в больницы в тяжелом состоянии, связанном с алкогольной интоксикацией.
Особенно вредно действует алкоголь на организм ребенка или подростка при систематическом его употреблении даже в небольших дозах. У таких подростков нарушается нормальный обмен веществ в организме, происходят болезненные изменения состава крови, резко задерживается рост, общее развитие. Алкоголь настолько отрицательно действует на лейкоциты — белые кровяные тельца, что не дает им возможности бороться с различными микробами. Поэтому не удивительно, что такие подростки значительно чаще заболевают различными инфекционными болезнями, тяжело и длительно болеют.
|
|
Алкоголь действует на внутренние органы детей и подростков несравненно злокачественнее, чем на те же органы у взрослых. Быстрее и чаще всего поражается желудочно-кишечный тракт Вызывая воспалительный процесс в желудочно-кишечном тракте, алкоголь нарушает всасывание витаминов, что ведет к возникновению хронического гипо-, авитаминоза (недостаточности витаминов), в особенности В, С, РР и др.
Алкогольные напитки оказывают вредное влияние на печеночные клетки, приводят к отравлению печени и ее хроническому воспалению — гепатиту. Деятельность печени резко нарушается, возникает неизлечимое заболевание — цирроз печени. Известны случаи смерти детей и подростков от цирроза печени.
Опасными спутниками являются воспаление и расширение бронхов, повреждение легочной ткани. Пьющие чаще других болеют различными простудными и инфекционными заболеваниями, у них снижается сопротивляемость (иммунитет) к ним, ослабевают защитные силы организма.
Даже небольшие дозы спиртного вызывают в молодом организме серьезные расстройства. Подростки, которые рано пристрастились к выпивкам, плохо выглядят: у них бледное, болезненное, старческое лицо, они отстают от своих сверстников в физическом развитии.
Наиболее уязвима центральная нервная система. Неокрепший мозг подростка еще только' развивается, ему необходимо много питательных веществ. Алкоголь же препятствует поступлению их к мозгу, повреждая стенки сосудов. Если человек пьет годами, он теряет миллионы нервных клеток. Это постепенно приводит к замедленной реакции и снижению интеллекта. Поэтому употребление спиртных напитков в детском, подростковом и юношеском возрасте вызывает глубокие болезненные изменения в центральной нервной системе. Подростки, с раннего возраста употребляющие алкогольные напитки, становятся раздражительными, нервными, вспыльчивыми, жалуются на общую слабость, быструю утомляемость, головные боли.
Одним из важнейших условий ранней профилактики пьянства несовершеннолетних является своевременное выявление семей с «алкогольным бытом».
Дети, растущие в семье, где каждое событие отмечается застольем, никогда не знают покоя. Присутствие в доме родителей, гостей в нетрезвом виде — дурной пример для подражания. Очень страшно, если по инициативе родителей ребенок садится за праздничный стол и получает рюмку из рук взрослого человека, особенно, если этот человек — мать. В таких случаях «алкогольное образование», полученное в кругу семьи, ребенок стремится пополнить и за ее пределами. Только в очень редких случаях у детей возникает антиалкогольный барьер.
Скандалы и ссоры между родителями, взаимные оскорбления, к которым нередко приводит пьянство родителей, травмируют психику ребенка, порождают детскую нервозность
Таким образом, нежизнеспособность, слабоумие, эпилепсию, физическую и умственную отсталость, предрасположенность к различным заболеваниям — вот что получают дети в наследство от пьющих родителей.
Все перечисленные выше медицинские последствия алкоголизма отрицательно сказываются на общих показателях — продолжительности жизни, здоровье и трудоспособности людей. Разнообразие и тяжесть последствий алкоголизации позволяют расценивать алкоголизм как заболевание, опасное не только для самого пьющего человека, но и для других членов общества.
41. Содержание понятия «пограничная интеллектуальная
недостаточность»
В связи с проблемой трудностей обучения учащихся массовых общеобразовательных школ в 60 —70-х гг. XX века была выделена группа школьников с пограничной интеллектуальной недостаточностью, у которых снижение (ослабление) интеллекта (IQ 80-70%) не достигает степени его нарушения – слабоумия (т.е. IQ не меньше 70%), при этом они испытывают стойкие трудности в обучении. Для успешной педагогической работы с такими детьми, необходимо отделить их от слабоумных.
|
|
Пограничная интеллектуальная недостаточность представляет собой различные по происхождению нозологические формы снижения интеллекта (врожденные или приобретённые; временные или стойкие). Это есть пограничные со слабоумием интеллектуальные расстройства, но по уровню интеллектуального дефекта «не дотягивающих» до него. Слабоумия нет, но есть снижение уровня интеллекта (IQ 70-80%).
По степени выраженности и структуре нарушений интеллектуальной деятельности примыкает к олигофрении в степени легкой дебильности, т.н. субдебильности (В.В.Ковалев, 1979).
К категории врожденной субдебильности относят конституционально глупые личности. Этот вариант впервые описан Э. Блейлером и назван «die Unklaren» («не имеющий ясного представления о чем-либо»).
В англо-американской литературе пограничная интеллектуальная недостаточность частично описывается в рамках клинически недифференцированного синдрома минимальной мозговой дисфункции (ММД — minimal brain damage, minimal brain dysfunction — MBD). Среди разнообразных проявлений ММД описываются состояния нарушенной школьной адаптации, гипердинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, легкие нарушения познавательной деятельности и др.
Позже на основе представлений о ММД была сформулирована концепция синдромов дефицита внимания (attention deficit disorder), которая распространяется и на состояния, относимые к ММД. В англо-американской литературе используется термин «дефицит активного внимания» (Attention deficit), который распространяется и на состояния, ранее относимые к ММД. Отчасти в его рамках рассматривается и пограничная интеллектуальная недостаточность.
В англоязычной литературе эту группу обозначают как детей, имеющих недостаточные способности к обучению (educationally disabled), детей с трудностями в обучении (children with learning disabilities), детей со специфическими трудностями в обучении.
|
|
В немецкой литературе понятие пограничной интеллектуальной недостаточности частично отождествляется с педагогическим понятием «нарушение взаимоотношений», «нарушением школьного поведения» (Verhal-tensstorungen) (G. Grossman, W. Schmitz, B.Scholz, A. Gert и др.).
В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — психический диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям.
Понятие «аномальный ребенок» предполагает характеристику ребенка, имеющего дефект, возникающий у ребенка под влиянием болезни, который может привести к отклонениям в общем ходе его психического развития. Своеобразное психическое развитие, обусловленное дефектом той или иной функции, вызванным болезненным процессом, называют аномалией развития.
От 40 до 65% стойко неуспевающих учащихся составляют дети с нарушением психического онтогенеза, которое получило название временных задержек психического развития. В отечественной литературе распространены термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» (ЗПР), предложенные Г.Е.Сухаревой (1965, 1970). Термин "задержка" подчеркивает снижение возрастного уровня психического развития и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории.
Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия «пограничная интеллектуальная недостаточность».
Понятие «пограничная интеллектуальная недостаточность» является более широким и включает в себя состояния, относимые к таким проявлениям дизонтогенеза, как задержки психического развития (ЗПР), искажения и другие нарушения психического развития.
Особенно важно разграничивать:
1) легкие случаи пограничной интеллектуальной недостаточности, наиболее тесно примыкающие к норме,
2) легкие формы умственной отсталости с компенсацией, возможной только в условиях специального обучения и воспитания.
Для отечественной психиатрии характерно стремление к сужению рамок пограничной интеллектуальной недостаточности, выделению ее в относительно самостоятельную клиническую группу и к дифференциации ее форм на основании патогенетических механизмов и клинических особенностей.
Пограничная интеллектуальная недостаточность рассматривается в МКБ-10 - как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания.
Частота задержек психического развития в детском населении (как самостоятельная нозологическая форма) составляет 8—10% в общей структуре нозологической психической патологии. Задержки психического развития в качестве синдрома встречаются значительно чаще (до 65%).