Этиология пограничных форм интеллектуальной недостаточности

Этиологические факторы задержек психического развития подразделяются на конституционально-генетические, церебрально-органические и психосоциальные.

Главные из них:

Наличие церебрально-органического дефекта и степень его выраженности. При малой сте­пени нарушения складывается одна картина аномального разви­тия, а при грубом поражении — совершенно другая. К этиологическим факторам следует отнести поражения генетичес­кого материала, внутриутробные нарушения, патологию родов, ин­фекции, интоксикации, травмы раннего постнатального периода, которые ведут к негрубым искажениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические по­вреждения.

Условия окружающей среды, социально-культурная депривация и в первую оче­редь воспитание и обучение. Социальные факторы включают неблагоприятные ус­ловия воспитания, дефицит информации, рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка (усложнение школь­ных программ, переход на более ранние сроки начала обучения).

Нельзя не учитывать, что развитие отдельных структур мозга (в первую очередь, вторичных и третичных полей коры) в значительной мере происходит в постнатальном периоде, т.е. в условиях взаимодействия организма с окружающей средой и обу­чения. Микросоциальные средовые влияния могут оказывать па­тогенное воздействие на функционирование нейрофизиологиче­ских систем, приводя к нарушениям постнатального онтогенеза высшей нервной деятельности и психического онтогенеза.

Возраст, в котором возникает первичный дефект. Возрастной фактор выступает в виде измене­ний общей и нервной реактивности в определенные критические периоды онтогенетического развития. Такие периоды называют периодами повышенной восприимчи­вости (возрастной ранимости) к различным вредностям. К ним относят:

пе­риоды возрастных кризов — от 2 до 4 лет, от 7 до 8 лет и от 12 до 15 лет,

критические периоды — первые недели внутриут­робной жизни и первые 6 месяцев после рождения. В критические периоды не только имеются условия, облегчающие возникнове­ние нарушений психического развития, но и наблюдается их бо­лее тяжелое течение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: