Краткий исторический очерк

Австрийский психиатр Leo Kanner впервые в 1943г. описал детей, которые с первых лет жизни отличались неспособностью общаться даже с близкими людьми, однообразным поведением со стереотипиями (типа «верчения» руками и подпрыгиваний), расстройствами речи и задержкой психического развития. Такого рода расстройства стали называть «ранний детский аутизм», «детский аутизм Каннера» или «синдром Каннера».

Вскоре сходный синдром описал H. Asperger (1944), который от типичного раннего детского аутизма Каннера отличался способностью детей к достаточно высокому интеллектуальному развитию (его стали называть синдромом Аспергера). Со времени описания, синдром рассматривается как проявление аутистической (шизоидной) психопатии.

В 1966г. из ранней детской шизофрении был выделен синдром Ретта [Rett A., 1966], который также стали относить к аутистическим детским расстройствам.

Последующее изучение синдрома аутизма у детей показало, что он может представлять собой не только специфические клинически очерченные синдромы (типа раннего детского аутизма Каннера, синдромов Аспергера и Ретта), но и быть проявлением других заболеваний, обусловленных хромосомной патологией (болезнь Дауна, синдром Х-ломкой хромосомы, ФКУ и др.), обменными и органическими заболеваниями мозга, в частности туберозным склерозом. Кроме того, он может быть проявлением шизофрении. В последнее время привлекается внимание и к парааутистическим состояниям, развивающимся у детей в условиях сиротства.

В настоящее время детский аутизм относят к группе так называемых первазивных расстройств развития (pervasive developmental disorder). Ранее же симптомокомплекс детского аутизма описывался под названиями «ранний детский аутизм» (Kanner L., 1943), «аутистическое расстройство», «детский, или инфантильный, психоз» (Mahler M., 1952), «ранняя детская шизофрения» (Bender L., 1947, 1964).

Термин «первазивный» (дезинтегративный, искаженный) чаще используется в американской психиатрии [Campbell M., Shay J., 1995]. Некоторые психиатры, учитывая главный признак указанных расстройств – аутизм, предлагают называть всю группу рассматриваемых нарушений «расстройства аутистического спектра» [Gillberg Ch., 1990] или «аутистически подобные расстройства» [Szatamari P., 1992], которые также нельзя признать удачными.

Таким образом, к 70—90-м годам сложилось представление, что аутистические расстройства составляют гетерогенную по происхождению и отчасти по клиническим проявлениям группу психических нарушений.

Распространенность детского аутизма составляет 4—5 человек на 10 000 детей, т.е. 0,04—0,05%. Чаще встречается у мальчиков (в 3-5 раз), но более тя­жело протекает у девочек.

Классификации аутистических расстройств. В построении современных классификаций детского аутизма находят отражение разные принципы. Они основаны, с одной стороны, на исторической преемственности представлений об этих расстройствах и основных их клинических проявлениях, а с другой, отражают существующие взгляды на их этиологию и патогенез. Поэтому систематики отдельных стран не только различны, но и достаточно изменчивы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: