Функции образовательных электронных библиотек

Такие функции существенно зависят от области применения образовательной ЭБ. Если она используется традиционным способом, то основные ее функциональные возможности совпадают с функциями других типов ЭБ. Это формирование и хранение коллекций информационных ресурсов, обеспечение доступа пользователей, поддержка метаданных, поддержка различных сведений о пользователях и т. д., т. е. те функциональные возможности, которые рассматривались в предыдущих разделах.

Новые функции образовательной ЭБ связаны с применением ее в образовательном процессе. В первую очередь, это обеспечение возможности работы со сложными, специфичными для образовательной ЭБ электронными документами; обеспечение работы преподавателей для подготовки и проведения занятий; интеграция с другими образовательными информационными системами.

Обеспечение первой функциональной возможности достигается за счет расширения набора элементов метаданных и поисковых возможностей ЭБ. В профиль метаданных должны быть включены элементы для аналитической росписи документов большого объема и сложной структуры, т. е. каталогизации глав, параграфов и других частей документа. Таким образом, при использовании обычного атрибутного поиска можно получить конкретный раздел документа, соответствующий поисковому запросу, в отличие от традиционного подхода, когда после получения нужного документа приходилось или просматривать его целиком или организовывать дополнительно поиск внутри документа для получения нужной информации.

Расширение поисковых возможностей ЭБ в данном случае подразумевает организацию полнотекстового поиска и навигации внутри ЭОР.

Вторая задача образовательной ЭБ – обеспечение работы преподавателей.Как уже говорилось, преподаватель может использовать ЭБ для подготовки и проведения занятий. Для этого необходимо обеспечить следующие возможности:

- авторизации пользователей, наличия пользователей со статусом преподаватель;

- создания для пользователей со статусом преподаватель персональной папки для размещения в ней собственных и хранения найденных электронных документов и результатов поиска, представляющих собой списки метаданных найденных пользователем электронных документов и тексты запросов;

- создания для пользователей со статусом преподаватель учебных материалов, которые включают в себя помимо собственных электронных документов ссылки на ЭОР образовательной ЭБ или на отдельные фрагменты ЭОР, и использования этих учебных курсов в процессе проведения занятий;

- создания и использования учебно-методических комплексов (см. выше).

Такой набор функциональных возможностей позволит включить ЭБ непосредственно в образовательный процесс, проводить занятия с использованием ее ресурсов, обеспечить решение части задач дистанционного обучения (формирование «кейсов», доступ к ним).

Следующей задачей образовательной ЭБ является интеграция с другими информационными системами, непременным условием которой является интероперабельность, т. е. обеспечение возможности совместной работы. Обеспечение интеграции достигается:

-применением общеизвестных схем метаданных или корректным описанием собственного профиля;

-применением технологий семантического веба – XML, RDF, онтологий для формирования метаданных и ЭОР;

- возможностью доступа к ЭБ по распространенным протоколам, обеспечивающим информационный поиск, – Z39.50, SRU/SRW и т. д.;

-применением веб-сервисов.

Реализация этой функциональной возможности позволит полноценно использовать ЭБ во всех областях образовательного процесса.

Веб-служба, веб-сервис (англ. web service) – программная система, идентифицируемая строкой URI, чьи общедоступные интерфейсы определены на языке XML. Описание этой программной системы может быть найдено другими программными системами, которые могут взаимодействовать с ней согласно этому описанию посредством сообщений, основанных на XML и передаваемых с помощью Интернет-протоколов. Достоинства веб-сервисов:

• они обеспечивают взаимодействие программных систем независимо от платформы;

• основаны на базе открытых стандартов и протоколов; благодаря использованию XML достигается простота разработки и отладки;

• использование Интернет-протокола HTTP обеспечивает взаимодействие программных систем через межсетевой экран.

Недостатки веб-сервисов – меньшая производительность и больший размер сетевого трафика по сравнению с технологиями RMI, CORBA, DCOM за счет использования текстовых XML-сообщений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: