Лекция 4. Особенности образовательных электронных библиотек

Среди тематических электронных библиотек не последнее место занимают образовательные электронные библиотеки. Основными целями создания образовательных ЭБ являются обеспечение учебного процесса, предоставление обучаемым возможности эффективного доступа к необходимым образовательным информационным ресурсам, а также:

- совершенствование учебного процесса, организация самостоятельной работы обучаемых, организация внеаудорных занятий и т. д.;

-создание новых образовательных технологий, эффективного инструментария для их использования;

-предоставление возможности использования опыта и результатов учебно-методической работы крупнейших учебных заведений;

-сохранение для будущих поколений оригинального лекционного и методического материала лучших преподавателей и ученых ведущих вузов;

- обеспечение возможностей сотрудничества не только в региональном, ведомственном, национальном, но и в международном масштабе.

Таким образом, принципиальным отличием образовательных ЭБ является предметная область – образовательный процесс, а общие цели – предоставление доступа и сохранение информации – не отличаются от других.

Можно выделить следующие области применения образовательных ЭБ:

- использование обычным способом – образовательная ЭБ выполняет традиционные для ЭБ функции сохранения и предоставления доступа к информации;

- единственным отличием образовательной ЭБ от других, в этом случае, будет предметная область ЭБ, обуславливающая специфику контента – электронные образовательные ресурсы (ЭОР);

- использование для организации образовательного процесса – в дистанционном образовании, при проведении аудиторных занятий, для организации самостоятельной работы обучаемых.

У образовательных ЭБ самые разнообразные пользователи – от школьников, делающих первые шаги в знакомстве с компьютером, до самых продвинутых и изощренных пользователей, поэтому интерфейс образовательной ЭБ должен представлять и упрощенный режим работы, рассчитанный на начинающих, и расширенный режим.

Отдельная категория пользователей – преподаватели и тьюторы, которые занимаются формированием материалов (кейсов) для курсов дистанционного образования, преподаватели, использующие образовательную ЭБ при проведении аудиторных занятий. Для этой категории необходимы средства, позволяющие сохранять результаты поиска, ссылки на ЭОР, настройки – так называемый «личный кабинет», т. е. средства, позволяющие применять ресурсы ЭБ многократно, не повторяя поиск.

Дистанционное образование (ДО) – образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалѐн от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Дистанционное обучение реализуется с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. В завершение каждой дисциплины или учебного курса виртуального студента ждут тесты: он получает через Интернет вопросы и задания, самостоятельно их выполняет и отсылает на проверку наставнику-тьютору.

Обучение в дистанционной форме возможно с использованием:

• кейс-технологий – если учащийся обучается по какой-либо учебной программе, он получает порт-фель («кейс») с учебно-практическими пособиями по каждой дисциплине, входящей в учебную программу;

• сетевых технологий – особенность сетевой технологии ДО заключается в том, что обучение происходит с использованием телекоммуникаций, работы в сети Интернет и e-mail.

Преподаватель в ДО готовит программу дисциплины, учебные материалы, учебно-методические комплексы и т. д.

Тьютор – это преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: