Среди тематических электронных библиотек не последнее место занимают образовательные электронные библиотеки. Основными целями создания образовательных ЭБ являются обеспечение учебного процесса, предоставление обучаемым возможности эффективного доступа к необходимым образовательным информационным ресурсам, а также:
- совершенствование учебного процесса, организация самостоятельной работы обучаемых, организация внеаудорных занятий и т. д.;
-создание новых образовательных технологий, эффективного инструментария для их использования;
-предоставление возможности использования опыта и результатов учебно-методической работы крупнейших учебных заведений;
-сохранение для будущих поколений оригинального лекционного и методического материала лучших преподавателей и ученых ведущих вузов;
- обеспечение возможностей сотрудничества не только в региональном, ведомственном, национальном, но и в международном масштабе.
Таким образом, принципиальным отличием образовательных ЭБ является предметная область – образовательный процесс, а общие цели – предоставление доступа и сохранение информации – не отличаются от других.
|
|
Можно выделить следующие области применения образовательных ЭБ:
- использование обычным способом – образовательная ЭБ выполняет традиционные для ЭБ функции сохранения и предоставления доступа к информации;
- единственным отличием образовательной ЭБ от других, в этом случае, будет предметная область ЭБ, обуславливающая специфику контента – электронные образовательные ресурсы (ЭОР);
- использование для организации образовательного процесса – в дистанционном образовании, при проведении аудиторных занятий, для организации самостоятельной работы обучаемых.
У образовательных ЭБ самые разнообразные пользователи – от школьников, делающих первые шаги в знакомстве с компьютером, до самых продвинутых и изощренных пользователей, поэтому интерфейс образовательной ЭБ должен представлять и упрощенный режим работы, рассчитанный на начинающих, и расширенный режим.
Отдельная категория пользователей – преподаватели и тьюторы, которые занимаются формированием материалов (кейсов) для курсов дистанционного образования, преподаватели, использующие образовательную ЭБ при проведении аудиторных занятий. Для этой категории необходимы средства, позволяющие сохранять результаты поиска, ссылки на ЭОР, настройки – так называемый «личный кабинет», т. е. средства, позволяющие применять ресурсы ЭБ многократно, не повторяя поиск.
Дистанционное образование (ДО) – образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалѐн от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Дистанционное обучение реализуется с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. В завершение каждой дисциплины или учебного курса виртуального студента ждут тесты: он получает через Интернет вопросы и задания, самостоятельно их выполняет и отсылает на проверку наставнику-тьютору.
|
|
Обучение в дистанционной форме возможно с использованием:
• кейс-технологий – если учащийся обучается по какой-либо учебной программе, он получает порт-фель («кейс») с учебно-практическими пособиями по каждой дисциплине, входящей в учебную программу;
• сетевых технологий – особенность сетевой технологии ДО заключается в том, что обучение происходит с использованием телекоммуникаций, работы в сети Интернет и e-mail.
Преподаватель в ДО готовит программу дисциплины, учебные материалы, учебно-методические комплексы и т. д.
Тьютор – это преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.