Внутреннее освещение и сигнализация

Для освещения кабины пилотов, приборов, пассажирской кабины и вспомогательных отсеков применяются лампы внутреннего освещения. Особую роль при ночных полетах играет освещение кабины пилотов с находящимся в ней оборудованием.

Кабина пилотов и приборная доска освещаются лампами ультрафиолетового облучения и белого света. В качестве ультрафиолетовых источников применены светильники, в комплект которых входят лампа УФО-4А и реостат РУФО-48 (рис.38). Реостат обычно монтируют вблизи лампы, с его помощью лампу можно включить и отрегулировать яркость ее излучения.

Рис. 38. Комплект светильника ультрафиолетового облучения.

На самолете установлено семь комплектов ламп ультрафиолетового облучения. Две лампы, укрепленные на правом и левом бортах и освещают соответственно правую и левую панели приборной доски.

Две лампы укреплены на боковых стенах центрального пульта и освещают приборные панели. Две лампы укреплены на поворотной штанге и освещают центральный пульт. Одна лампа на левом борту предназначена для освещения левого пульта. Все пояснительные трафареты покрыты светящейся массой временного действия и хорошо видны при облучении их ультрафиолетовым светом.

Внутри корпуса находятся люминесцентная газоразрядная лампа и два светофильтра из черного увиолевого стекла. Оба светофильтра имеют по два секторообразных выреза под углом 90°. Нижний светофильтр укреплен на цилиндрической насадке, верхний — на поворотной головке. В связи с этим поворотом головки арматуры можно закрыть черным увиолевым стеклом либо все четыре сектора, либо два сектора в два слоя.

При закрытии всех четырех секторов используется невидимый ультрафиолетовый поток, который, облучая светящийся состав на шкалах приборов, заставляет его светиться.

При закрытии двух секторов наряду с ультрафиолетовым потоком используется и видимый голубой свет.

Регулируя величину открытия секторов, можно добиться желаемой освещенности, чтобы избежать резкого контраста между освещенностью в кабине пилотов и окружающего пространства.

Лампа УФО-4А (рис. 38.) представляет собой коническую колбу, внутри покрытую тонким слоем люминесцирующего вещества.

Рис. 38. Люминесцентная лампа УФО-4А и электрическая схема ее включения.

а) Лампа без колбы с патроном;

б) Схема включения, где: А — анод; Б — биметаллическая пластинка; К — катод;1— движок пускорегулирующего реостата; 2— пружинный упор; 3— балластное сопротивление; 4— регулируемое сопротивление.

Внутри колбы лампы имеется катод К в виде вольфрамовой спирали и анод А в виде кольца. В холодном состоянии катод и анод соединены между собой биметаллической пластинкой БП. Колба лампы наполнена парами ртути и аргоном при низком давлении. Управление лампой осуществляется реостатом РУФО-48.

Для зажигания лампы УФО-4А необходимо повернуть ручку реостата вправо до упора. Лампа загорается не сразу, а через 10—15 сек после включения. Это время необходимо для подогрева паров ртути и аргона. Принцип зажигания лампы заключается в том, что при включении лампы ток от плюсовой шины проходит через балластное сопротивление, движок реостата на анод лампы и далее через биметаллическую пластинку на минус бортовой сети. Нить лампы, накаливаясь, будет подогревать пары ртути, аргон и биметаллическую пластинку. Последняя, нагреваясь, изгибается и через 10— 15 сек размыкает цепь питания нити накала лампы. При размыкании возникает дуговой разряд между подогретыми анодом и катодом. Пары ртути начинают светиться, и лампа излучает световой поток.

Для выключения лампы рукоятку реостата надо повернуть влево до упора. После выключения лампы, горевшей в течение 10 мин и более, биметаллическая пластинка охладится только через 2 мин и замкнет цепь между катодом и анодом. После этого лампа снова может быть включена.

Все лампы УФО запитываются от сети постоянного тока через четыре АЗСа с соответствующими надписями, установленные на электрощитке центральной приборной доски (рис. 39, 24, 4.)

Рис.39. Фрагмент электрощитка центральной приборной доски.

Кабинные лампы белого света типа КЛСРК-45 (кабинная лампа с реостатом и кнопкой) (рис.40.). Две лампы, установленные на левом и правом бортах, служат для освещения планшетов экипажа и одна лампа для освещения радиооборудования (шп. № 7). Для подачи напряжения постоянного тока для светильников необходимо включить два АЗС – 5, в обозначениях которых имеются надписи «КЛСРК лев.», «КЛСРК прав.», расположенные на электрощитке центральной приборной доски (рис. 39, 24, 4.). Зажечь светильник с регулировкой яркости свечения можно вращая реостат, а для временной подсветки с полной мощностью нажатием на кнопку на корпусе светильника.

Рис.40 Светильник КЛСРК-45

Эти лампы при необходимости обеспечивают освещение приборных панелей. В арматуре КЛСРК-45 установлена лампа мощностью 4,75 вт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: