Электрическое отопление вагонов осуществляется электрическими нагревателями, расположенными в печах и калориферах. В качестве нагревателей используются трубчатые электрические нагреватели (ТЭНы). В вагонах с централизованными системами электроснабжения от контактного провода электрическое отопление включается на напряжение 3000В, а с питанием от вагона-электростанции – на 380/220В трехфазного переменного тока частотой 50 Гц.
Системы электрического отопления вагонов можно разделить на следующие основные группы:
- конвекционное;
- принудительно- циркуляционное;
- радиационное;
- смешанное;
- комбинированное (электроводяное).
Конвекционное отопление (рисунок 11,а) осуществляется электропечами, расположенными в вагоне. Обогрев помещений происходит естественной циркуляцией воздуха. Система экономична и проста по конструкции. Недостатками такого отопления являются неравномерность обогрева и наличие высокого напряжения в пассажирском помещении.
В системе принудительно-циркуляционного отопления ( рисунок11,б) нагретый в электрокалорифере воздух вентилятором подается в вагон. В этом случае в пассажирском помещении отсутствует высокое напряжение, однако отопление неэкономично и сохраняется неравномерность обогрева.
|
|
При радиационной системе отопления (рисунок 11,в) в обивочные материалы стен и пола вмонтированы нагреватели, которые обеспечивают равномерный обогрев помещения с небольшим расходом электроэнергии. К недостаткам следует отнести пожароопасность, сложности в конструкции, техническом обслуживании и ремонте.
Смешанная система отопления представляет собой комбинацию первых двух систем, т.е. обогрев помещения с помощью электрических печей и калорифера.
Получило распространение комбинированное (электроводяное) отопление. В этой системе отопления теплоносителем является вода, нагрев которой осуществляется электрическими нагревателями, установленными в котле.
В вагонах с кондиционированием воздуха с автономной системой электроснабжения (в т.ч. в вагонах, имеющих электроводяное отопление) устанавливаются электрические печи и калорифер небольшой мощности. Они предназначены для обогрева помещений вагона в осенний и весенний периоды при низких наружных температурах, когда основное водяное отопление не работает. Нагревательные элементы печей и калорифера питаются постоянным током от подвагонного генератора.
Электрическое отопление должно удовлетворять следующим требованиям:
- отопление должно обеспечивать температуру в вагоне 20 ± 20С;
- система должна обеспечивать автоматическое включение отопления при температуре внутри вагона 180С и выключение при 220С;
- нагрев поверхностей нагревательных приборов не должен превышать 500С;
- система должна обеспечивать пожарную безопасность и отсутствие дыма;
- отопительные устройства должны быть просты по конструкции, удобны в обслуживании и ремонте.