1. Принцип работы генератора постоянного тока
При вращении якоря создается магнитный поток, который возбуждает электрический ток в катушках, после чего этот ток (постоянный!!) идет на потребление.
2. Принцип работы генератора переменного тока
В связи с тем, что ротор и статор имеет определенные «выступы», и в процессе вращения «выступы» чередуются со «впадинами», создается переменный!!! ток
3. Особенности конструкции генератора постоянного тока
![]() |
4. Особенности конструкции генератора переменного тока
![]() |
5. Особенности конструкции моторгенераторного агрегата
![]() |
6. Преобразователи, их назначение
В люминесцентных лампах используются преобразователи, которые преобразуют бортовое напряжение в напряжение 220 В, однофазный ток с частотой 400 (машинные преобразователи) либо 5000 (полупроводниковые преобразователи) Гц.
Такие преобразователи применяют для возможности применения промышленных ламп, а также для уменьшения стробоскопического эффекта (ток несинусоидальный («ток есть – тока нет»), повышенной частоты.).
7. Регуляторы напряжения вагонных генераторов (РНГ), их функции
В настоящее время на всех вагонах отечественной постройки до 2000 г. и вагонах немецкой постройки после 1975 г. устанавливаются тиристорные РН.
где УЭ – управляющий электрод
Тиристор работает только при подаче не УЭ положительного, даже кратковременного сигнала.
8. Блоки включения генераторов, их функции
На вагонах немецкой постройки (до 1975 г.) эта задача решалась с помощью силового диода. На вагонах постройки отечественной и зарубежной с 1975г. устанавливается полупроводниковый блок, принцип работы которого основан на улавливании частоты тока, вырабатываемого генератором (как правило, начинает работать при скорости более 30 км/ч.).
![]() |
На вагонах более поздних лет постройки вместо КК установлен полупроводниковый блок, принцип работы которого остался таким же.
9. Особенности конструкции вагонных ламп накаливания
![]() |
10. Конструкция и принцип действия люминесцентных ламп
![]() |
1. Стеклянная трубка
2. Цоколь
3. Электроды
4. Нить накаливания
5. Люминофор
Нить должна при накаливании свободно испускать электроны.
Для того, чтобы лампа зажглась надо разогреть электроды и к концам лампы приложить разность потенциалов.
При соударении электронов с атомами ртути получается энергия ультрафиолетового излучения. Эта энергия действует на атомы люминофора. В результате получается энергия видимого света.
11. Назначение стартера в люминесцентных ламп, принцип его действия
![]() |
Необходим для замыкания цепи и подачи тока в лапу. Шейка из биметалла нагревается под действием тока и выпрямляется, в результате чего цепь замыкается.
12. Технико-экономические показания ламп накаливания
| Напряжение, В | Частота, Гц | Цветность | Светоотдача, Л/Вт | Мощность, Вт | Срок службы, час |
| Бортовое | - | Желтый | 9-12 | Мах 40 |
13. Технико-экономические показатели люминесцентных ламп
| Напряжение, В | Частота, Гц | Цветность | Светоотдача, Л/Вт | Мощность, Вт | Срок службы, час |
| 400. 5000 | Близкий к естественному | 35-37 | 20, 40 |
14. Основные характеристики аккумуляторов
Основным параметром аккумуляторов является их емкость. Измеряется в амперчасах (250, 300, 390, 400 А*ч)
| Показатель | Аккумуляторы | |
| Кислотные | Щелочные | |
| ЭДС, В | 1,3 | |
| Uрасчетное, В | 1,9 | 1,25 |
| Uмин, В | 1,8 | 1,0 |
| Uмин батареи, В | 40 (105) | 40 (105) |
| Количество аккумуляторов в батарее | 26 (52) | 38 (80) |
| Срок службы | Емкость < 80% 2,5 лет | 6,5 лет |
15. Щелочные аккумуляторы, их конструкция. Что собой представляет аккумуляторная батарея вагона
Активная группа: никель + железо
Электролит: водный раствор КОН
16. Моторные потребители вагона, их ПРА
![]() |
Это устройства в вагоне, привод которых осуществляется электродвигателями (вентиляция, отопление)
Двигатели небольшой мощности имеют непосредственное включение. Двигатели большей мощности включаются с помощью пуско-регулирующей аппаратуры (ПРА)
При автоматическом режиме управления срабатывание контакторов происходит по команде ртутных контактных термометров, расположенных в салоне вагона и воздуховоде.
17. Тепловые потребители вагона, ихконструкция и применение
На современных вагонах в зависимости от его типа имеется целый ряд нагревательных устройств (калориферы, подогреватели воздуха, кофеварка, сосисоварка).
![]() | |||
![]() | |||
§ Корпус – 1
§ Изолятор – 2
§ Электроды – 3
§ Спираль – 4
§ Наполнитель (изолятор) – 5
Воздух проходит через ТЭНы и подается в вагон.
Для системы отопления в водяном котле устанавливаются ТЭНы иной конструкции, которые представляют собой металлическую трубку (1), внутри которой находится втулка из кварцевого стекла (2), в середине – изолятор (3), форма которого – спираль (4).
18. Назначение реле максимального напряжения
Предназначено для своевременного оперативного понижения напряжения в цепи путем ликвидации остаточного магнитного потока (если генератор переменного тока – кнопка «возврат» на ПУ).
Е = с n (Фост + ФОВ)
19. Назначение реле минимального напряжения
Предназначено для своевременного оперативного повышения напряжения в цепи путем увеличения магнитного потока ОВ.
Е = с n (Фост + ФОВ)
20. Способы защиты электрических цепей от перегрузки
21. Сигнализация контроля нагрева букс (СКНБ)
Предназначена для своевременного выявления нагретости букс.
В СКНБП вместо легкоплавкого сплава – маленький резистор; на пульте управления присутствует дополнительная лампочка (ПИТАНИЕ – вызвать ПЭМа, ЗАЩИТА – стоп-кран).
![]() |
22. Сигнализация утечки тока на корпусе вагона
При наличии утечки тока необходимо отключить все потребители и вызвать ПЭМа.
23. Виды пожарной сигнализации, принцип работы пожарных извещателей
Впервые появилась на зарубежных вагонах, чехословацких – «TESLA»
В служебном помещении есть специальный прибор.
Освещатель – работает на принципе изменения электропроводности ионизированных радиоактивных элементов.
УПСТМ – управление пожарной системой.
Непрерывный звук (пи-и-и-и-и) – опасность!!!
В котельном отделении, на ПУ установлен датчик, который реагирует на быстрое повышение температуры.
24. Приводы генераторов от торцевой оси
Без УКВ. РК, ТРКП, ТКП
25. Приводы генераторов от средней части оси
С УКВ. ЕЮК 160М, ВБА.

















