Предмет и метод муниципального права

ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Термин муниципальное право может быть рассмотрен в различных значениях:

1) как отрасль права;

2) как учебная дисциплина;

3) как наука.

Муниципальное право - комплексная отрасль права, для которой характерно соединение разнородных институтов общих и специальных отраслей российского права. В рамках муниципального права находят применение нормы таких правовых отраслей, как конституционное, административное, гражданское, бюджетное, финансовое, земельное, градостроительное, экологическое право.

Муниципальное право как отрасль права отличается от иных отраслей собственным предметом и методом регулирования.

Комплексная отрасль - отрасль права, многие нормы которой являются одновременно нормами других отраслей права.

Муниципальное право не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права определяется тем, что данная правовая отрасль носит вторичный, производный характер. Подобного рода отрасли права в правовой науке именуются комплексными отраслями права.

Отрасли права подразделяются на отрасли публичного права и отрасли частного права. Муниципальное право РФ с этой точки зрения носит смешанный характер. С одной стороны, муниципальное право регулирует отношения, связанные с осуществлением власти, местной (муниципальной) власти, то есть особого специфического круга властных отношений. Эта сфера правового регулирования, безусловно, относится к публично-правовой. С другой стороны, местное самоуправление - это широкая сфера частноправовых отношений, особенно в той части, где органы местного самоуправления выступают как юридические лица.

Предмет и метод муниципального права

Понятие муниципального права, как и любой другой отрасли права, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений. Предметная определенность - главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом муниципального права является круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления. При определении предмета муниципального права и особенностей его метода необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего это комплексный характер отрасли права. Местное самоуправление не изолировано от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права.

Например, реализация прав и свобод человека и гражданина, осуществление основных обязанностей граждан защищены конституционным правом; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образования используют нормы бюджетного законодательства; при совершении сделок гражданско-правового характера органы местного самоуправления руководствуются нормами гражданского права и т.д.

Таким образом, предмет муниципального права включает часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.

Кроме того, нормы муниципального права регулируют сложную систему отношений как публично-правового, так и частноправового характера. К первым можно отнести отношения, возникающие между государственными и муниципальными органами, а также муниципалитетами. Ко вторым - предпринимательскую деятельность муниципальных предприятий, гражданско-правовые отношения органов местного самоуправления с иными юридическими и физическими лицами.

Таким образом, муниципальное право России рассматривается как совокупность правовых институтов, регулирующих разнородные общественные отношения, что и определяет его комплексный характер. При определении предмета и метод муниципального права необходимо также учитывать, что муниципальное право России - это совокупность институтов права и норм, являющихся результатом правотворчества на уровнях муниципального образования, субъектов Федерации и Российской Федерации в целом. Соответственно, муниципальное право отражает интересы, которые формируются и регулируются на каждом из этих уровней публичной власти, а также взаимодействие таких уровней и соотношение их интересов.

Вопрос 3

Муниципально-правовые нормы и институты

Нормы можно классифицировать по видам:

a) по объекту правового регулирования

· местное самоуправление в системе народовластия;

· основы деятельности местного самоуправления;

· предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;

· ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;

b) по характеру предписаний:

o управомочивающие;

o обязывающие;

o запрещающие.

c) по степени определенности предписаний:

· императивные;

· диспозитивные.

d) по территории действия:

· общие;

· региональные;

· локальные.

e) по содержанию:

· материально-правовые;

· процессуально-правовые.

Правовые нормы, объединенные по какому-либо одному признаку, образуют институт муниципального права. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений в сфере местного самоуправления, образующих в рамках предмета отрасли муниципального права самостоятельную, обособленную группу. Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.

Вопрос 4

Субъекты муниципально-правовых отношений

В процессе осуществления деятельности местного самоуправления возникают различные отношения внутренние и внешние которые можно разграничить на отношения:

a) связанные с организацией местного самоуправления;

b) по жизнеобеспечению населения муниципального образования;

c) по осуществлению органами МСУ отдельных государственных полномочий.

Специфика местного самоуправления как правового института характеризуется наличием, наряду с общими с другими отраслями права, особых субъектов правоотношений.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются:

Первая группа муниципальные образования.

Особенность следует из специфики местного самоуправления.

Вторая группа - субъекты, наделенные правом принимать решения

-Население муниципального образования, которое реализует свое право на участие в местном управлении путем референдума, выборов, обладает правотворческой инициативой в пределах муниципального образования.

-Собрание (сход) граждан, который выступает как форма решения населения вопросов местного значения и как форма организации территориального общественного самоуправления.

-Выборные и иные органы местного самоуправления: представительный орган и выборное должностное лицо, наделенное полномочиями по принятию решений местного значения.

-Граждане России, согласно Конституции РФ имеют равные права, и которые реализуются ими как непосредственно, так и через представительные органы.

-Депутаты представительного органа местного самоуправления, обладают статусом производным от коллегиального выборного органа муниципального образования и могут представлять интересы населения и принимать решения в составе этого органа.

Третья группа – субъекты содействующие осуществлению местного самоуправления, к которым относятся:

-Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту жительства.

-Объединения муниципальных образований и их органов в форме ассоциаций и союзов, создаваемые с целью содействия эффективному осуществлению местного самоуправления и координации деятельности органов местного самоуправления

-Государственные органы оказывают содействие и поддержку, создавая необходимые условия становления и развития местного самоуправления, осуществляют контроль за соблюдением законности деятельности органов МСУ.

-Предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования.

-Местные общественные объединения отстаивают интересы своих членов и участников в органах местного самоуправления, участвуют в выборах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: