Предметная и изобразительная реклама в античном обществе

Предметы рекламирования охватывают все сферы жизнедеятельности - экономическую, политическую, зрелищную, межличностную рекламу, объявления о различных услугах и т. п. Рекламировались и термы (античные бани), любимое место отдыха римских граждан. Один из рекламных текстов предлагает снять "...виллу - хорошую и добротно выстроенную". Далее следует рисунок рекламируемого жилья.

Звуковая атмосфера античного города была насыщена выкриками зазывал, торговцев, официальных глашатаев, объявляющих правительственные указы, распоряжения и постановления. Важнейшим средством распространения информации и рекламы в древних государствах мира являлся так называемый институт глашатаев – один из древнейших установлений государственной власти. Эти должности были установлены в различных древних государствах. Глашатаи первоначально появились у древних египтян, а от них последовательно у древних евреев, греков и римлян.

Необходимо отметить многообразие сфер применения проторекламы, в которых использовались услуги глашатаев. Это — экономические отношения, частная жизнь, организация зрелищ, политика и др. К указанным выше средствам организованной вербальной коммуникации можно добавить также передаваемую людьми «из уст в уста» информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических деятелях и т. д. Одним словом это средство можно определить как молва. Посредством молвы сведения о качестве производимых (продаваемых) клиров распространялись иногда на достаточно большие расстояния, стимулируя древних предпринимателей заботиться о своей доброй репутации.

На рынках продавцы начинают вслух рекламировать свой товар и использовать порой различные приемы психологического давления. Например: "Пусть меня гром разразит, если я вру!" Владельцы различных таверн, бань, кузниц и харчевен используют вывески с изображениями основных символов своей деятельности.

Также в эти времена зарождается давление на свободу слова со стороны власти, стремление добиваться достоверности в рекламной информации.

Набор обещаний и клятв, превозносивших товар, среди эллинов был столь велик, что вызвал у великого Платона мечты об идеальном государстве, где, в частности, "не будет расхваливания и клятв" по поводу любой продающейся вещи. Такой "крик души" показывает, что - увы! - и гениальный мыслитель не был защищен от мелких житейских накладок, случающихся в том числе из-за ложного рекламирования.

Доподлинно известно, что древние ремесленники ставили специальное клеймо на свои изделия, чтобы выделиться из среды конкурентов, заботясь таким образом о своей репутации и рекламируя качественную продукцию.

С этой же целью предприниматели древности используют фирменные названия своих предприятий. Так, гостиницы уже в древнеримских Помпеях носили названия: «У орла», «Под мечом», «У сестер», «Слон».

Выжженное тавро - один из древнейших знаков владения собственностью. Тем примечательнее аналогичное применение его вариантов в наши дни. Таковым является все гигантское многообразие товарных и фабричных марок, фирменных знаков и т. п. Слово "клеймо" в русском языке - свидетельство прямого происхождения подобных меток из глубокой древности. Правда, теперь оно обозначает далеко не только выжженные знаки.

При раскопках древнеримских городов Помпеи, Геркуланума и Стабии были найдены не только настенные виды наружной рекламы, но и вывески. Они были канонизированы и не являлись, в отличие от современных вывесок, надписями: лекари выставляли над дверьми на полке банки для кровопускания, булочники над входом в лавку вывешивали мельничный жернов или сноп пшеницы, продавец птиц – клетки с пернатыми.

Вывески выполняли, прежде всего, функцию указателей и имели простую, легко читаемую форму. Как правило, изображались предметы изготовления и продажи. Выполнялись вывески, чаще всего, из металла и подвешивались на кронштейнах на здании. Вынос из плоскости фасада и четкая по силуэту объемная форма обеспечивали им хорошее восприятие издали, с продольных сторон узких улочек.

Вместо реальных товаров, вывешивавшие изначально в местах торговли, начали широко применяться символические знаковые. Обозначения - аналог современных пиктограмм. Так, у молочной лавки помещался барельеф козы; у булочной рельеф мельницы, приводимой в движение мулом; у одной виноторговли — рельеф двух людей, несущих амфору с вином: у другой красочное изображение Бахуса, выжимающего сок из виноградных гроздьев.

Важным фактором формирования коммерческих коммуникаций в Древнем мире стали зарождающиеся ярмарки. От обычных торжищ ярмарки отличались традиционностью, периодичностью и жесткой привязкой к месту их проведения, ежегодные ярмарки («mercatus») проводятся еще в эпоху ранней римской истории (V—начало III вв. до н. э.). Центрами ярмарочной торговли становились, как правило, наиболее почитаемые святилища.

2. Письменная реклама в античном обществе: граффити, альбум, римская протогазета.

1900-м годом до н. э. датируют археологи бронзовую табличку из ближневосточного города Библа, на которой храмовый гравировщик по меди посчитал нужным сообщить: "Эту работу в честь семьи своей сделал Лилу. Я сделал это во время правителя Инуша в шестой день, в месяц Таммуз, в седьмом году". К VI веку до н. э. относится краснофигурная ваза аттического гончара с надписью: "Расписывал это Эвтимид, сын Полия, так, как еще не расписывал Эвфроний".

Нужно ли доказывать отчетливость рекламных амбиций, звучащих в этих заявлениях? Вечно стремление человека заявить о себе, запечатлеть себя, утвердить свое лидерство в деле.

Среди рекламных обращений, дошедших, благодаря археологам, до нас египетский папирус, в котором сообщается о продаже раба: «Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантируется его умеренность в пище, честность и покорность». Глиняные пластины извещают жителей древних финикийских городов о реализации различных товаров, услугах и развлечениях.

Уже с самого зарождения письменности появляются первые рекламные тексты. В качестве наиболее ранних примеров можно упомянуть послания финикийских купцов-мореплавателей. Они оставляли их на скалах островов, находящихся по пути их следования.

Многие ученые и специалисты считают, что первой рекламой была высеченная надпись на камне древнего города Мемфиса. Надпись гласила: «Я, Рино с острова Крит, по воле Богов толкую сновидения». Наиболее распространенными были надписи, нацарапанные или начертанные краской на стенах. В древней Греции и Риме рекламные объявления писали на досках, гравировали на меди или кости, громко зачитывали на площадях и других местах скопления народа. Нередко носителями текстовых проторекламных посланий становились каменные плиты.

Текстовые вывески довольно часто помещались на мастерских, торговых лавках, гостиницах. питейных заведениях и др. Например, такая древнеримская вывеска: «Здесь помещается гостиница. Триниклий на три ложа и со всеми удобствами».

Гай Юлий Цезарь распорядился регулярно информировать широкую публику о текущих решениях сената и народных собраний. Это стало началом выхода «Acta cliuma urbis».

При императоре Августе Октавиане к официальной информации добавились сведения частного характера – «светская хроника», сведения о разводах и женитьбах, информация об увеселениях, продажа недвижимости и г. и. Протогазета стала называться «Acta diumi populi romani» («Повседневные дела народа Рима»). Она «издавалась» на дощатых щитах, обработанных белым гипсом. Текст наносился черной краской. Щиты выставлялись в публичных местах. Таким образом. «Acta diumi populi romani» может в равной степени рассматриваться как предтеча и рекламы в прессе, и наружной щитовой рекламы.

Примерно ту же функцию, что и протогазета. выполняли покрытые мелом степы древнеримских общественных зданий, названные «альбумами» (лат. alhumus — белый), "альбумусы" - были расчерчены на квадраты, в которые ростовщики и торговцы углем или пурпурной краской вписывали свои объявления. На их поверхности также публиковалась и официальная информация (решения органу государственного управления, результаты гаданий по полетам птиц и т. п.).

Гораздо богаче с точки зрения проторекламы надписи, нацарапанные или написанные краской на стенах ломов горожан. «граффити» (от ит. Graffito- оцарапанный). Некоторые расшифрованные тексты граффити приведены в работах специалистов по истории Древнего Рима. Они свидетельствуют о многообразии сфер применения этого вида проторекламы. Например, на решение экономических проблем «рекламодателей» направлены такие послания: «Зосим продает сосуд для виноградных выжимок»; «Прохожий. пройди отсюда до двенадцатой башни. Гам Саринус держит винный погребок. Загляни туда. До свидания»; «На доходы Фаустины баня моет городским обычаем и предлагает все услуги».

Очевидно, что письменная реклама в Древнем мире не получила достаточно широкое распространения. Среди основных причин следует назвать относительную немногочисленность грамотных людей, доро­говизну написания протореклампых текстов и дефицитность их носителей (папируса и пергамента).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: