Изобразительная и письменная реклама в западноевропейском Средневековье и в эпоху Возрождения

Устная форма:

В связи с невысоким уровнем грамотности населения, так же как и в Древнем мире, преобладает устная реклама.

Приемы рекламного воздействия находили в деятельности миссионеров, обращавших в христианскую веру население европейских окраин. В жизни средневековых верующих огромное место занимали религиозные процессии.

Устным словом воздействовали на массы не только служители церкви, но и представители администрации, торговцы.

Институт глашатаев и гонцов перешел из античности в культуру средневековья. Зачастую купцам и ремесленникам запрещалось самим выполнять функции зазывал. Если кто нуждается в продаже чего-либо, он должен оповестить об этом через глашатая, который утвержден графским наместником. Это один из тех редких исторических примеров, когда административные методы не препятствуют, а способствуют развитию рекламы.

Все расширявшийся спрос на эти профессии был связан с ростом средневековых городов в 10-1 I веках. Именно урбанистическая культура интенсивно порождала различные формы массовой коммуникации и информации, в том числе рекламу. Информация, которую они передавали, имела направление не только «сверху вниз». Некоторые глашатаи были уполномочены администрацией собирать у населения заявки на куплю-продажу необходимых предметов и оповещать об этом.

Ранняя устная реклама запечатлена также в книге «Крики Лондона», изданной в 17в. Устная

реклама на тот момент была довольно выразительна и содержательно богата. Большое значение в становлении коммерческих коммуникаций между различными регионами в средние века имеют ярмарки.

Изобразительная форма:

Мир средневековой рекламы далеко не ограничивался устными текстами. Мастерство граверов, художников, скульпторов, также активно востребовалось рекламной деятельностью. Чрезвычайно интересны для нас сведения о настенных росписях на злободневные темы. Они являли собой прообраз политического плаката. Накануне народного восстания в Риме под руководством Кола ди Риенцо на городских стенах в различных местах появились картины, рисовавшие, сцены надвигающеюся апокалипсиса.

Геральдика – эта знаковая система складывается в 11-12 веках в среде европейского рыцарства, однако ее истоки восходят к первобытным тотемам, но нас больше интересуют изображения на степах городских строений и вывесках скромных бюргерских заведений - торговая и цеховая геральдика.

Одним из проявлений геральдики были вывески. Как правило, в период раннего и классического средневековья они содержали только знаки и символы. Поясняющие надписи и имена хозяев заведений чаще всего отсутствовали, гак как подавляющее большинство населения было безграмотным. Со временем появились универсальные символы: у слесарей — ключ; у виноторговцев -- бочонок: у ростовщиков — три шара: у сапожников - стилизованный сапог и т. д.

Вначале вывески помещались при входе в заведения по инициативе их владельцев - ремесленников и торговцев, но впоследствии их наличие стало жестко обязательным требованием городских властей. В дальнейшем предполагалось не только наличие таких знаков, но и их регистрация.

К стилизованным знакам на постоялых дворах, гостиницах и питейных заведениях впоследствии стали добавлять одно или несколько слов. Фирменные названия заведений: «Пятящаяся ослица». «Круторогий бык». «Жирный баран» и т. п. У бюргеров гербы обозначали качество и имя фирмы. Цex имел также единный герб и даже церковное знамя. Таким образом, можно сделать вывод о формировании некоторых первичных элементов корпоративного фирменного стиля объединений ремесленников. Цель предельно ясна: выделиться из массы своих коллег по цеху, идентифицировать свою продукцию.

Мастерские художников также обзаводились собственными знаками, которые именовались сигнатурами. Именно по такому принципу создана знаменитая сит натура, которой пользовался Альбрехт Дюрер. Дюреру принадлежит авторство первого экслибриса (знака библиофильской собственности «Ex libris» - из книги), выполненного им около 1500 года для его друга. Не являясь рекламой в чистом виде, экслибрис содержит ее элементы.

Незадолго до возникновения экслибриса в Западной Европе широко распространяется искусство гравюры. Первоначально это был рисунок, вырезанный на деревянной или каменной плоскости, с которой затем отпечатывались до сотни экземпляров на отдельных листах. Сравнительно широкому распространению гравюр способствовало начавшееся производство бумаги.

Письменная форма:

Дальнейшее развитие гравюры шло путем всё большей смысловой нагрузки вербального текста. Слово играло ведущую роль, а изображение роль рекламирующую. Летучий листок - прямой предшественник современных листовок, используемых как в политических, так и в торгово-рекламных целях.

В растущем семействе рекламных жанров объявление, летучий листок, настенный прообраз плаката - заявляет о себе зрелищная афиша. Первоначально это было краткое рукописное извещение, которое вешалось преимущественно на почтах и постоялых дворах. В содержание афиш, помимо сообщения о времени и месте представления, входило перечисление номеров и их исполнителей. Некоторые черты СМИ просматриваются в издании крупнейшей фирмой того времени германской компанией Футтсров рукописной протогазеты («Регулярный временник») во второй половине XVI в. Она содержит информацию об урожаях, об открытии своих новых подразделений, обновления коммерческого характера».

Эпоха печатного слова начинается со знаменательного изобретения типографского станка Иоганном Гуттенбергом. С этого момента тираж лету чих листовок мог быть увеличен до тысячи экземпляров. Таким образом, ареал распространения и воздействия листовок, преследовавших рекламные цели, многократно расширялся. В рекламных печатных листовках удачно соединялись графическое изображение и текст.

1440- изобретение станка

1455- выпустил первую печатную библию общим объемом в 1286 страниц (3400000 печатных знаков). В этом издании типографской краской был набран только основной текст. Заглавные буквы и рисунки рисовал от руки художник.

Формируется новый жанр печатной рекламы - каталог.

После изобретения книгопечатания на юродских стенах по всей Европе расклеивались не только рукописные, но и печатные листовки разнообразного содержания. Осваивались новые способы их распространения – скажем, выставление на всеобщее обозрение в расщепленном конце палки – предтеча современных транспарантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: