Ассирия

Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искусством, отчасти на смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Финикии и Палестины.

Большие изменения, совершавшиеся в искусстве Передней Азии в 1 тыс. до н. э., были связаны с возвышением Ассирии, занимавшей среднее течение Тигра (север современного Ирака). Мощь государства, завоевавшего огромные территории, централизация власти в руках царей, постоянная готовность к походам способствовали сложению искусства, прославлявшего силу правителей, их славу и военную доблесть. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство.

Архитектура.

Военизированный характер государства проявился в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями.

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад), сооруженный в конце 8 в. до н. э., дает представление о размахе архитектурных замыслов того времени. Дворец, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14 м), облицованной огромными каменными глыбами. Он делился на три части (парадные, жилые и культовые помещения, группировавшиеся вокруг открытых внутренних дворов). Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат высился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам огромных ворот были расположены фигуры крылатых быков — «шеду» с головами людей, с крыльями орлов, словно идущих и стоящих одновременно благодаря дополнению в профильном изображении еще одной, пятой ноги (ил. 16). Порожденные фантазией их создателей, они воплотили могущество сил природы и были призваны охранять царя. Подобные быки или львы помещались у входов почти всех ассирийских дворцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: