Шумер и Аккад

  искусство подчинялось новым задачам - аллегорическому прославлению власти правителя, божества
Архитектура конец 4 — начало 3 тыс. до н. э. возведение зданий на возвышенных местах из сырцового кирпича, с простыми кубическими объемами архитектурной формы, отсутствием криволинейных очертаний, иным осмыслением орнаментации; вертикальное членение плоскостей стен нишами и выступами, звучные цветовые акценты, способствовали не только уничтожению монотонности кирпичной кладки, но и обогащению архитектурного образа
шумерийские города-государства окруженные стенами и башнями, группировались вокруг храмов, посвященных почитаемым шумерийцами богам светил, плодородия, ветра
Белый храм в Уруке (конец 4 тыс. до н. э.) Вознесенное на высокую насыпную платформу строгое прямоугольное святилище, расчлененное нишами, лишенное украшений, соединялось с землей идущими с двух сторон длинными боковыми лестницами, а также пандусами и имело открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества
зиккурат тип храма, постепенно приобретший значение главного культового сооружения и доминировавший над возведенным рядом нижним храмом
Зиккурат царя Ур-Намму в Уре (конец 3 тыс. до н. э.) Три его мощные, сужающиеся кверху террасы, ведущие к венчающему сооружение небольшому святилищу, соединялись тремя прямыми гигантскими лестницами, отчетливо выявляющими его структуру, и были окрашены в разные цвета — нижняя в черный (битум), средняя в белый (известняк) и верхняя в красный (обожженный кирпич)
«Дворец А» в Кише (так называемый) Дворцы, воспроизводящие в своем плане тип светского жилого дома с рядом помещений, сгруппированных вокруг двора, они вместе с тем окружались крепостными стенами, возвышались над городом и имели выходящую во двор для собраний парадную лестницу, на вершине которой царь, подобно божеству, появлялся перед народом. В западной части дворца находился зал с четырьмя колоннами в центре. Внутри дворцы имели росписи, украшались перламутровой инкрустацией
Скульптура В связи с неразвитостью заупокойного культа в Двуречье не получила столь интенсивного развития, как в Египте, монументальная пластика крупных форм. Рельефы, глиптика
глиптика резные цилиндрические печати-амулеты. Излюбленная тема рельефов — изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Зверь изображался с пристальным вниманием, точным знанием его облика, красоты движений. Он служил источником многочисленных и по-разному решенных композиций шумерийской глиптики. В начале 3 тыс. до н. э. появилось и изображение человека — участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тыс. встречаются фантастические сюжеты
Рельеф, помещенный над входом храма в Убайде (сер. 3 тыс. до н. э.), львиноголовый орел, когтящий двух оленей открыл собой целый ряд геральдических изображений со строго симметричной композицией, повторяющихся во многих памятниках Передней Азии
«Стела коршунов» (ок. 2500 г. до н. э., Париж, Лувр) триумфальная стела, названная, повествующая о победе правителя города Лагаша — Эанатума над соседним городом Уммой
Глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц поставленные в храмах, возносящих молитвы. Стилистически скульптура разделяется на северную и южную группы. Для северной характерны более вытянутые пропорции, утрирование черт лица. Утрированные огромные расписные или инкрустированные глаза, своей лазурной синевой соперничающие с небом, сообщают шумерийским статуям черты эмоциональности
Голова богини из Урука (нач. 3 тыс. до н. э., Багдад, Иракский музей) Мягкая моделировка мрамора в сочетании с инкрустацией глаз
  Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели с первым объединением Двуречья, становятся разнообразнее композиционные приемы и в выбор тем, преодолевается былое ритмическое однообразия в рельефах
Стела царя Нарам-Суэна (ок. 2300 г. до н. э., Париж, Лувр) мягкостью моделировки тел, большая композиционная свобода, введение в общее повествование элементов пейзажа
Статуи правителя Гудеа из Лагаша (ил. 15), каменные диоритовые Традиции аккадского искусства ощущались в подлинной монументальности, пластическом совершенстве
Художественное ремесло Шумерские мастера знали чеканку, филигрань, зернь, плавили металлы, изготавливали изделия из золота, меди, серебра
Погребальный инвентарь из Ура (ок. 2600 г. до н. э.) Любовь к сочным красочным сочетаниям, красота синих и красных тонов, соединенных с золотом
Навершия резонаторов арфы, выполненные в виде головы быка; Золотые чаши, кубки, кинжал, шлем, ожерелья, венки и подвески инкрустировались ярким лазуритом, сердоликом и перламутром, тонко орнаментировались с той отточенной изысканностью, которая была неведома многим другим видам изобразительного искусства Двуречья

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: