| искусство подчинялось новым задачам - аллегорическому прославлению власти правителя, божества | |
| Архитектура конец 4 — начало 3 тыс. до н. э. | возведение зданий на возвышенных местах из сырцового кирпича, с простыми кубическими объемами архитектурной формы, отсутствием криволинейных очертаний, иным осмыслением орнаментации; вертикальное членение плоскостей стен нишами и выступами, звучные цветовые акценты, способствовали не только уничтожению монотонности кирпичной кладки, но и обогащению архитектурного образа |
| шумерийские города-государства | окруженные стенами и башнями, группировались вокруг храмов, посвященных почитаемым шумерийцами богам светил, плодородия, ветра |
| Белый храм в Уруке (конец 4 тыс. до н. э.) | Вознесенное на высокую насыпную платформу строгое прямоугольное святилище, расчлененное нишами, лишенное украшений, соединялось с землей идущими с двух сторон длинными боковыми лестницами, а также пандусами и имело открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества |
| зиккурат | тип храма, постепенно приобретший значение главного культового сооружения и доминировавший над возведенным рядом нижним храмом |
| Зиккурат царя Ур-Намму в Уре (конец 3 тыс. до н. э.) | Три его мощные, сужающиеся кверху террасы, ведущие к венчающему сооружение небольшому святилищу, соединялись тремя прямыми гигантскими лестницами, отчетливо выявляющими его структуру, и были окрашены в разные цвета — нижняя в черный (битум), средняя в белый (известняк) и верхняя в красный (обожженный кирпич) |
| «Дворец А» в Кише (так называемый) | Дворцы, воспроизводящие в своем плане тип светского жилого дома с рядом помещений, сгруппированных вокруг двора, они вместе с тем окружались крепостными стенами, возвышались над городом и имели выходящую во двор для собраний парадную лестницу, на вершине которой царь, подобно божеству, появлялся перед народом. В западной части дворца находился зал с четырьмя колоннами в центре. Внутри дворцы имели росписи, украшались перламутровой инкрустацией |
| Скульптура | В связи с неразвитостью заупокойного культа в Двуречье не получила столь интенсивного развития, как в Египте, монументальная пластика крупных форм. Рельефы, глиптика |
| глиптика | резные цилиндрические печати-амулеты. Излюбленная тема рельефов — изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Зверь изображался с пристальным вниманием, точным знанием его облика, красоты движений. Он служил источником многочисленных и по-разному решенных композиций шумерийской глиптики. В начале 3 тыс. до н. э. появилось и изображение человека — участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тыс. встречаются фантастические сюжеты |
| Рельеф, помещенный над входом храма в Убайде (сер. 3 тыс. до н. э.), львиноголовый орел, когтящий двух оленей | открыл собой целый ряд геральдических изображений со строго симметричной композицией, повторяющихся во многих памятниках Передней Азии |
| «Стела коршунов» (ок. 2500 г. до н. э., Париж, Лувр) | триумфальная стела, названная, повествующая о победе правителя города Лагаша — Эанатума над соседним городом Уммой |
| Глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц | поставленные в храмах, возносящих молитвы. Стилистически скульптура разделяется на северную и южную группы. Для северной характерны более вытянутые пропорции, утрирование черт лица. Утрированные огромные расписные или инкрустированные глаза, своей лазурной синевой соперничающие с небом, сообщают шумерийским статуям черты эмоциональности |
| Голова богини из Урука (нач. 3 тыс. до н. э., Багдад, Иракский музей) | Мягкая моделировка мрамора в сочетании с инкрустацией глаз |
| Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели с первым объединением Двуречья, становятся разнообразнее композиционные приемы и в выбор тем, преодолевается былое ритмическое однообразия в рельефах | |
| Стела царя Нарам-Суэна (ок. 2300 г. до н. э., Париж, Лувр) | мягкостью моделировки тел, большая композиционная свобода, введение в общее повествование элементов пейзажа |
| Статуи правителя Гудеа из Лагаша (ил. 15), каменные диоритовые | Традиции аккадского искусства ощущались в подлинной монументальности, пластическом совершенстве |
| Художественное ремесло | Шумерские мастера знали чеканку, филигрань, зернь, плавили металлы, изготавливали изделия из золота, меди, серебра |
| Погребальный инвентарь из Ура (ок. 2600 г. до н. э.) | Любовь к сочным красочным сочетаниям, красота синих и красных тонов, соединенных с золотом |
| Навершия резонаторов арфы, выполненные в виде головы быка; Золотые чаши, кубки, кинжал, шлем, ожерелья, венки и подвески | инкрустировались ярким лазуритом, сердоликом и перламутром, тонко орнаментировались с той отточенной изысканностью, которая была неведома многим другим видам изобразительного искусства Двуречья |






