Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон — человек практического склада ума, хранитель строгих нравов

Портрет рим­лянина (3 в. до н. э., Турин,. Музей) -остро индивидуален, с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и со скеп­тической складкой на тонких искривленных губах.

«Римлянин, совершающий возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан) - гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в этом монументальном портрете в рост сурового римлянина, исполненного чувства долга.

Авл Метелл (ок. 100 г. до н. э., Флоренция, Археологический музей) (ил. 48) - овеян духом республиканских форумов. Изображенный в момент обращения к согражданам, он воплощение самодисциплины и волевой собранности. Самосознание личности предельно лаконично выражено в ораторском жесте и напряженно сосредоточенном лице. Угловатые движения, строгие жесткие складки тоги, энергичный чеканный рисунок и размеренный ритм подчеркивают суровость и героику образа доблест­ного оратора.

Скульпторы эпохи Республики создавали не только портретные бюсты, но и групповые портреты семьи и родственников. Их возникновение объ­ясняется строгим семейным укладом древнеримской общины.

Надгробная стела римлянина Вибия (мрамор, 1 в. до н. э., Рим, Ватикан) (ил. 50) - пример группового портрета, изображающего римлянина и членов его семьи.

Образ человека в портрете эпохи Республики сохраняет внутреннюю замкнутость. Взгляд изображаемого обычно остается безразличным к окружающей среде. Как и в греческом искусстве, человек находит опору в себе самом.

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Конец 1 в. до н. э. – 476 г. н. э.

В конце 1 в. до н. э. Римское государство из республики превращается в империю. Так называемый «римский мир» — время затишья в классо­вой борьбе, наступившее в начале принципата Августа,— стимулировал высокий расцвет искусства, рост строительства. Античные историки ха­рактеризуют период правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) как «золотой век» Римского государства. С ним связаны прославленные имена Витрувия — архитектора и теоретика, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия и Горация. Официальным направлением в искусстве становится «августовский классицизм». Римские художники ориентируются на великих мастеров Греции времен Фидия, но естественность греческой классики сменяется рассудочностью, сдержанностью и самодисциплиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: