Архитектура

Рим получает совершенно новый облик, необходимый для престижа мировой столицы. Умножается количество общественных зданий, строятся форумы, мосты, акведуки, возрастает богатство архитектурного убранства. По словам историка Светония, Август так Рим «украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял его кирпичным, оставляет его мраморным». Город поражал современников необозримостью площади — ни с одной стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах Кампаньи. Великолепные здания, колонные портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.

Алтарь Мира на римском Форуме - отражает потребность империи в объединении религиозных культов провинций в единый государственный культ.

Храм в Ниме (начало 1 в. н. э., Южная Франция) (ил. 51) принадлежащий к типу псевдопериптера, в котором акцентировалось внутреннее пространство, выполнен в стиле культовой августовской архитектуры. В нем сочетаются черты греческого периптера с элементами итало-этрусского храма, расчлененного на открытый портик и замкнутую целлу (святилище). Классические формы коринфского ордера строго соблюдены, пропорции стройны, целла окружена полуколоннами, сливающимися со стеной; свободно стоящие колонны сохраняются лишь на фасаде. Они лишены пластической выразительности, присущей греческой архитектуре. В композиции целого и в каждой детали проступают волевое напряжение и рассудочная ясность, придающие зданию оттенок холодной официальности. Торжественность усиливается и тем, что храм поднят на высокий подий (основание). В отличие от Греческого храма он рассчитан на фронтальное восприятие, в нем подчеркнут один вход с парадной лестницей и открытым со всех сторон шестиколонным портиком.

Наряду с господствующим классическим течением продолжает развиваться исконная римская традиция архитектуры, имеющая чисто практическое значение. Она ярко выражена в инженерных постройках.

Гардский мост в Ниме - отмечен печатью мудрой простоты замысла и умением достигнуть художественного результата при помощи немногих, но выразительных средств. Свободный ритм двухъярусных мощных аркад одинаковых размеров и соответствующих членений оттенен частым ритмом арок (пролет 5 м) третьего, более облегченного яруса. Крупные рустованные (необработанные) камни выявляют грандиозность размера сооружения (высота 49 м) и подчеркивают связь с суровой природой.

Искусство Древнего Рима достигает вершины впервые два века нашей эры, хотя общественные противоречия в это время усиливаются. Императорская власть приобретает тиранический характер, учащаются конфликты с сенатом, нарастает недовольство низших слоев населения метрополии и провинций. Однако финансовые реформы, упорядочение аппарата управления, приток богатств из провинций, укрепление внешнего положения, привлечение провинциальной знати различного племенного происхождения к управлению государством — все это не могло не вызвать известного подъема общественной жизни. Переживают высокий расцвет провинции. Рим превращается в империю рабовладельцев Средиземноморья. Конец 1 и начало 2 в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) — время создания грандиозных архитектурных комплексов.

Императорские форумы в Риме. План

Форум Траяна (ил. 55) - Рядом с древним республиканским Форумом возводятся предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров, стремящихся увековечить себя пышными сооружениями.

Дворцы эпохи Юлиев, Флавиев, Северов -до сих пор поражают своим суровым величием развалины гигантских дворцов.

Многоэтажные дома определили облик Рима и других городов империи.

Триумфальные сооружения были порождением всего склада императорского Рима.

Триумфальные арки и колонны, прославляющие военные победы Римского государства, возводились не только в Италии, но и в провинциях.

Триумфальная колонна Траяна – повествующая о походе римских войск против даков.

Арка Тита (81 г. н. э.) (ил. 54), мраморная триумфальная арка, была воздвигнута у входана римский Форум в память победы римлян в иудейской войне. Совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м ширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером внесло соразмерность и ясность в ее формы. Выступающий антаблемент и аттик (стена над антаблементом), контрасты света и теней усиливают пластическую и живописную выразительность ее форм. Среднюю часть арки замыкают две летящие фигуры богини победы Виктории, исполненные в невысоком рельефе. Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на поверх­ности потолка или свода, имеющие чаще квадратную форму) и настенны­ми рельефными композициями, изображающими торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями. Построение рельефа усиливает глубину пролета арки. Бурное движение толпы, пафос жестов легионеров как бы вторят триумфальной теме архитектуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: