В эпоху империи получают дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. Исторические рельефы, прославляющие подвиги римского оружия, мудрость правителей, украшают триумфальные колонны и арки.
Алтарь Мира на римском Форуме - верхняя часть стены завершается многоплановым рельефом, изображающим торжественное шествие строгих, закаленных в борьбе римских патрициев, наделенных острыми портретными характеристиками.
Арка Тита - среднюю часть арки замыкают две летящие фигуры богини победы — Виктории, исполненные в невысоком рельефе. Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще квадратную форму) и настенными рельефными композициями, изображающими торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями. Построение рельефа усиливает глубину пролета арки. Бурное движение толпы, пафос жестов легионеров как бы вторят триумфальной теме архитектуры.
Триумфальная колонна Траяна (ил. 60)-по спирали обвита двухсотметровой лентой рельефов, подробно и бесстрастно повествующей о походе римских войск против даков.
|
|
Однако по-прежнему ведущее место в римской скульптуре занимает портрет.
Римский скульптурный портрет имеет несколько периодов своего развития, с ярко выраженными стилистическими чертами:
Августовский классицизм» - подражание греческой классике времён правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.)
Время правления Флавиев (69—96 гг. н. э.)породило два стилевых направления портрета: помпезное и реалистическое.
Время правления Траяна (98-117) - сдержанности и скупости образов.
Время правления Адриана – подражание эллинистической Греции.
6. При Антонинах (2 в.) - черты одухотворенности, самоуглубления и вместе с тем отпечаток утонченности, усталости.
7. Третий век - эпоха расцвета римского портрета. Скульптор обнажает не только жестокую борьбу грубых и сильных страстей человека, но становится чутким к тонким нюансам настроений.