Организация как объект консультирования

Консультантами были разработаны методы выявле­ния проблем организаций, методы их структуризации, определения главных проблем, поиска их решений и детализации решений, обеспечивающих их реализацию.

Например, для системного представления организа­ции А.И. Пригожин, рассматривая главные общеоргани­зационные цели, предложил три вида целей, не связан­ных между собой иерархией: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы (табл. 1.2)1.

Цели-задания должны были отражать внешнее на­значение организации, представленное, как правило, в ее уставе различными видами деятельности (например, го­товить кадры для организаций).

Цели-ориентации соответствовали общим интере­сам, которые могли быть реализованы через организацию (например, реализация потребности людей в уважении, любви, самореализации и др.). Цели-ориентации и цели-задания, соединяясь, дают равнодействующую, которая формирует цель организации.

Реализация целей системы удовлетворяла потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее было бы сказать — цели по обеспечению системности орга­низации, которая характеризуется прежде всего структурой, совокупностью связей между частями системы) и т. д.

Несмотря на то, что приведенный подход ограничи­вается рассмотрением только обозначенных целей органи­зации и потому не позволяет сформировать закрытый (пол­ный, исчерпывающий) перечень главных целей организации, из него следует важный вывод (хотя и не сформулирован­ный А.И. Пригожиным) о том, что система целей органи­зации представляет собой «системный конфигуратор» — систему, состоящую из подсистем, представленных разны­ми языками описания. Графическая модель должна пред­ставлять собой векторы, расположенные в трех пересекаю­щихся плоскостях (рис. 1.1).

Таким образом, организацию можно представить и как общественный инструмент, и как человеческую общ­ность, и как безликую структуру. В этом случае признака­ми организации выступают цели, иерархия и управление, проявление которых приведено в табл. 1.3.

Современная теория организаций рассматривает несколько моделей. Системная модель организации по­зволяет учесть все факторы, которые воздействуют на организацию, однако человек в силу его несистемного по­ведения вносит искажения и помехи в системную работу организации, что приходится учитывать в других моделях.

Любая деятельность носит целенаправленный ха­рактер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и целей может быть также несколько.

Организация, представленная механической моделью, работает как единый механизм, но подобная модель не учитывает мотивацию людей, работающих в организации.

Общинная модель функционирования организации, напротив, демонстрирует организацию как общность людей.

Социотехническая модель как бы сочетает в себе общинную и техническую составляющие организации, что позволяет оперативно внедрять изменения в организа­ции, поскольку наряду с техническими изменениями предусматриваются и учитываются изменения социальные.

Политическая модель организации заключается в выработке и согласовании политик ее деятельности, дос­тигаемых путем переговоров.

В зависимости от ситуации и в целях обеспечения удобства исследования организаций могут быть приняты те или иные модели. В отдельных случаях бывает полезным представить организацию как дело, которое имеет свою собственную логику и на которую «нанизываются» все исследуемые процессы.

В том случае, если исследуются стили управления в организациях, полезно воспользоваться моделью, раз­работанной А.И. Пригожиным, основное содержание которой приведено в табл. 1.4.

Как видно из таблицы, проактивная позиция и стиль управления в организации позволяют приобретать некото­рые преимущества по сравнению с пассивным (неактивным) стилем и стилем управления, позволяющим только реагиро­вать на изменения внешней среды, реактивным стилем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: