Главные цели предпринимательской организации

Способы оценки уровня (эффективности) менеджмента

Источники информации, используемые на этапе диагностики системы управления организации

Диагностика системы управления организации

Диагностика системы управления организации является предварительным этапом исследования. Его целью является определение наиболее существенной проблемной области организации. При этом используются следующие основные источники информации:

1. Опубликованные материалы (рекламные проспекты, годовые отчеты, статьи в СМИ)

2. Встречи с ключевыми людьми организации (беседы, опросы, тесты)

3. Наблюдения

4. Семинары

Уже на первом этапе исследования системы управления организации необходимо использовать элементы системного подхода, основным принципом которого является рассмотрение организации в целом, а также любой ее части как социально-экономической системы, обладающей как общими свойствами, присущими любой системе, так и специфическими, связанными с наличием в ней людей.

На предварительном этапе исследования может быть осуществлена оценка уровня (эффективности) менеджмента организации, его соответствие предъявляемым требованиям. Можно осуществить оценку следующими способами:

1. По степени достижения поставленных целей

2. По показателям результативности основной деятельности (см. табл. 13)

3. По показателям экономичности управления

4. По степени близости характеристик менеджмента оцениваемой организации характеристикам лучших (образцовых) организаций

Рассмотрим эти способы более подробно.

Одно из исследований показало, что предпринимательские организации чаще всего ставят перед собой следующие цели (см. табл. 12)

Таблица 12

Сфера (область) Основные цели
Производство 1.Высокая и равномерная загрузка производственных мощностей 2.Сведение к минимуму издержек 3.Оптимальное складирование 4.Минимальная текучесть кадров
Финансы 1.Краткосрочная и долгосрочная максимизация прибыли 2.Невысокая задолженность 3.Самофинансирование 4.Высокие проценты на капитал 5.Обеспечение высоких дивидендов
Сбыт 1.Позитивная репутация 2.Постоянный рост 3.Высокое качество 4.Высокий удельный вес на рынке 5.Постоянная готовность к поставке 6.Максимально быстрое выполнение заказов 7.Высокий оборот
Социальная сфера 1.Удовлетворенные сотрудники 2.Постоянная занятость

Состав целей конкретной организации определяется владельцами и высшим менеджментом. Некоторые специалисты считают эту оценку наиболее точной.

Одним из первых состав, так называемых, критериев результативности определил Синк Д.С. Это – действенность, экономичность, качество, производительность, качество трудовой жизни, нововведения, прибыльность[14]. В таблице 13 приведены примеры показателей результативности, используемые организациями.

Таблица 13

Возможные показатели результативности

деятельности организации

Рыночные Качества работы
1. Доля рынка 1. Качество производственных процессов
2. Внутренняя позиция 2. Качество продукции
3. Внешняя позиция 3. Качество обслуживания
4. Конкурентная позиция 4. Количество рекламаций (жалоб)
Финансовые Социальные
1. Рентабельность 1. Текучесть кадров
2. Ликвидность 2. Повышение квалификации
3. Финансовая устойчивость 3. Соотношение средней ЗП и прожиточного минимума
Инновационные
1. Доля новой продукции в общем объеме продаж
2. Инновационная активность

К показателям экономичности управления, как известно, чаще всего относят следующие[15]:

Кч = Чу / Ч

где: Кч - коэффициент численности управленческих работников

Чу- численность работников управления

Ч- общая численность работников организации

Кз= Зу / З

где: Кз - коэффициент затрат на управление

Зу - затраты на управление; З - общие затраты организации

Кзп= З у / ОП

где: Кзп - коэффициент затрат на управления на единицу выпускаемой продукции (оказываемых услуг)

ОП - количество или объём выпускаемой продукции (оказываемых услуг)

Сравнение значений этих показателей с показателями других организаций позволит определить какой ценой достигаются результаты деятельности компании.

За последние десятилетия проведено множество исследований, посвященных поиску признаков эффективного менеджмента. Но самым «классическим» остается исследование Т. ПИТЕРСА и Р. УОТЕРМАН-мл. Они выявили следующие признаки эффективного менеджмента наиболее успешных компаний США:

1. Максимальное внимание потребителям

2. Персонал рассматривается как главный ресурс организации

3. Ориентация на действия

4. Развитие самостоятельности и предприимчивости

5. Ориентация на общефирменные ценности

6. Верность своему делу

7. Простота и скромность

8. Сильные лидеры

Ценность этого исследования состоит в том, что позволяет компаниям целенаправленно повышать эффективность менеджмента, уделяя главное внимание тем его аспектам, которые в наибольшей степени влияют на финансовый успех.

Перед проведением основного этапа исследования системы управления организацией целесообразно определить требования к выявленной проблемной области. В качестве таких требований могут выступать наиболее рациональные применительно к профилю и масштабу деятельности предприятия подходы, позволяющие увидеть близкий к идеальному образ соответствующей области. Источников требований могут служить теоретические (классические) взгляды, а также современный прогрессивный опыт наиболее успешных компаний.

Структура требований может включать следующие основные разделы:

1. Цели подсистемы.

2. Организационное обеспечение подсистемы.

3. Требования к кадровому обеспечению.

4. Информационное обеспечение.

5. Инструментальное обеспечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: