Критерии оценки знаний по междисциплинарному экзамену

Критериями при оценке знаний выпускников на государственном экзамене является пятибалльная система:

- оценку «ОТЛИЧНО» студент получает за проявление научной эрудиции в ответах на соответствующие вопросы билета. Грамотно и системно оперирует психолого-педагогическими и знаниями по специальным предметам, демонстрируя умения анализировать материал, делать сравнение, обобщения и выводы. Четко придерживается непротиворечивых методологических позиций, высказывает и доказательно отстаивает свою точку зрения в процессе ответа, находит правильное решение педагогических, психологических и профессиональных задач, свободно ведет диалог с членами ГЭК, используя современную научную лексику и демонстрируя широкий аспект общекультурного и профессионального кругозора;

- оценку «ХОРОШО» выставляют при условии, если студент полно и правильно раскрывает программный материал и владеет логическим мышлением. Однако иногда допускает определенную методологическую непоследовательность, а также неточности при анализе и раскрытии сущности рассматриваемых явлений и фактов, в обобщениях и в выводах. Диалог с членами ГЭК ведет грамотно, с использованием современной научной лексики;

- оценку «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляют, когда выпускник испытывает затруднения при раскрытии сущности современных психолого-педагогических и профессиональных теорий и концепций, анализе явлений и факторов предметного характера, не способен достаточно обстоятельно аргументировать выдвигаемые научные положения, ограничиваясь их констатацией. В ответе превалируют декларативность и описательность, имеет место подмена научных понятий бытийно-практическими рассуждениями, свидетельствующими о недостаточно полном и глубоком владении научной терминологией. На дополнительные вопросы отвечает неуверенно;

- «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» оценивают, если студент не владеет знаниями современной теории и методики обучения организации физической культуры, не умеет правильно назвать и изложить способы и методы адаптивной физической культуры и использование их при различных нарушениях в состоянии здоровья. Его ответы характеризуются поверхностными суждениями, слабой аргументацией выдвигаемых положений, отсутствием четких логических доказательств. Экзаменующийся не способен увязать теоретический материал с современной образовательной и воспитательной практикой или спортивно-предметной деятельностью, сделать правильные выводы, отстоять свою позицию, обстоятельно ответить на дополнительные вопросы. В ответе преобладает бытовая лексика, а не научная терминология.

Выпускники, не сдавшие государственный междисциплинарный экзамен, к прохождению последующих аттестационных испытаний не допускаются.

3.3. Рекомендации по самостоятельной подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по общепрофессиональным и дисциплинам предметной подготовки

Самостоятельная подготовка к междисциплинарному экзамену по общепрофессиональным и дисциплинам предметной подготовки включает в себя:

1. Повторение на более высоком уровне изученных в процессе профессионального образования основных блоков и разделов государственной образовательной программы по теории и методики физической культуры, базовых знаний по вопросам педагогики и психологии, в том числе в области физического воспитания, а также знаний по теории и методики организации занятий в системе дополнительного образования.

2. Самостоятельную проверку качества освоения профессионально значимых знаний, используя для этого соответствующие Объемные требования к междисциплинарному экзамену.

Самостоятельную подготовку целесообразно начать со структурирования объемных требований по соответствующим учебным разделам и темам, нахождения отобранной тематики в содержании рекомендуемой литературы. Здесь, необходимо, в первую очередь, ориентироваться на лекционный материал установочных лекций и семинаров по соответствующим учебным предметам и дисциплинам, учебники и учебные пособия, имеющие гриф Министерства образования или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области физической культуры. В случае, если материал имеющейся литературы оказывается недостаточным для выполнения того или иного требования, необходимо пользоваться и некоторыми специальными изданиями, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые аспекты рассматриваемого вопроса.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену необходимо отводить повторению и изучению программно-нормативных документов, методических рекомендаций, публикуемых в периодической печати. Такая подготовка, позволяет обогатить ответы выпускников во время государственной аттестации новыми данными и фактами, научными результатами, по вопросам организации и проведения занятий физической культурой, профессиональных особенностях деятельности современных педагогов физической культуры. Приводимые выпускниками оценочные суждения, построенные на знаниях периодических изданий, могут в значительной степени служить доказательством его профессиональной зрелости и компетентности.

Перечень требований для самостоятельной подготовки и самостоятельного контроля качества, освоенных профессионально - значимых знаний, разрабатывается институтом с учетом вузовской программы государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050720.65 - «Физическая культура». В своем основном содержании они отражают содержание базовых учебных дисциплин: «Теория и методика физической культуры» и «Теории и методик обучения физической культуре», а также дисциплин общепрофессионального цикла «Педагогика» и «Психология». В тоже время, билеты по междисциплинарному экзамену, могут включать задания, представленные в любой форме: проблемных вопросов, ситуационных задач, тестов, контрольных заданий и т. п.

РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта по специальности 050720.65 «Физическая культура», итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (далее ВКР). Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих уровням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «педагог» — в форме дипломной работы.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа представляет собой изложение основ законченного самостоятельно проведенного научного исследования, посвященного решению конкретной практической задачи. В изложении содержания работы, анализируются актуальные проблемы в области теории и методики физического воспитания и спорта, раскрываются основы содержания и технологии физкультурно - спортивной деятельности. Формулируемые положения и полученные научные результаты, отражающие суть решения поставленных в исследовании задач, подкрепляются фактическим материалом, полученным в ходе проведенного эксперимента. При этом дипломная работа должна нести признаки актуальности и новизны, включать в себя элементы проектной деятельности, предлагать методические рекомендации для практики физической культуры и спорта.

Надо учесть, что хотя в государственном образовательном стандарте и записано, что «оформление квалификационной (дипломной) работы должно соответствовать принятым стандартам оформления научных исследований», выпускная квалификационная работа не тождественна исследованиям, за которые присуждают научную квалификацию. В отдельных выпускных квалификационных работах (в зависимости от способностей автора) могут содержаться новые научные моменты или даже положения (что должно быть отражено в оценке за выпускную квалификационную работу), но главное предназначение работы состоит в демонстрации автором степени своей профессиональной подготовленности, способности к инновационному мышлению и проектированию, использованию современных научных методов и подходов в решении практических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: