Выручка и прибыль

Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба

Валовая выручка — это полная сумма денежных по­ступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей. Определяется валовая выручка в фактических ценах реализации на фактический объем реализованной продукции.

Валовой доход предприятия — разница между выручкой от реализации и материальными затратами; включает оплату труда и прибыль (рис. 11.2).

Валовой доход и прибыль в сопоставлениии с издержками или всеми используемыми ресурсами характеризуют эффек­тивность работы предприятия и рентабельность.

Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами па производство и продажу этих товаров и услуг; обобщающий показатель финансовых ре­зультатов хозяйственной деятельности предприятия (фирмы); определяется как разность между выручкой от реа­лизации продукции, работ и услуг и суммой всех затрат пред­приятия на производство и реализацию.

Вся прибыль, полученная предприятием, есть валовая при­быль. Прибыль — конечный финансовый результат, она вклю­чает следующие элементы:

1) прибыль от реализации основных средств и иного имущест­ва предприятия;

2) прибыль от реализации продукции, работ и услуг;

3) доходы от внереализационных операций;

4) доходы от сдачи имущества в аренду;

5) дивиденды, проценты по акциям, облигациям;

6) курсовая разница по валютным операциям;

7) доходы от различных переоценок и др.

От размера полученной прибыли зависят финансовое поло­жение предприятия, возможности формирования фондов раз­вития производства и социальной сферы, материального поощ­рения работников..

Различают полную (общую, валовую, балансовую), чистую (остающуюся после уплаты налога с прибыли), бухгалтерскую (разница между доходами от продаж и бухгалтерскими издерж­ками) и экономическую (учитывающую вмененные, альтерна­тивные издержки) прибыль. Распределение прибыли предприя­тия представлено на рис. 11.3.

Формула безубыточности предприятия (фирмы) показыва­ет зависимость между объемом выручки, ценой, постоянными и переменными затратами:

где Q — объем реализации продукции в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции;

UnocT —- постоянные издержки на единицу продукции;

Une м — переменные издержки на единицу продукции.

где Р — прибыль предприятия.

На основе анализа безубыточности можно предположить четыре основных пути повышения прибыли предприятия:

1) повышение цены реализации;

2) снижение переменных затрат на единицу;

3) снижение постоянных затрат;

4) увеличение объема производства.

Важный показатель эффективности предприятия — норма прибыли. Он определяется двумя путями, такими как: 1) отношение прибыли к издержкам предприятия (себестои­мость); показывает эффективность использования текущих затрат:

2) отношение прибыли к авансированным вложениям (основ­ным производственным фондам и оборотным средствам). Показывает эффективность использования основных и обо­ротных фондов:

Эффект масштаба — соотношение между изменением объе­мов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Чем больше масштабы произ­водства, тем ниже средняя себестоимость единицы продукции и выше прибыль при прочих равных условиях.

Эффект масштаба может быть положительным или отри­цательным. Положительный эффект масштаба определяется следующими факторами:

1) снижением величины постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции в начале процесса расширения про­изводства;

2) более высоким уровнем специализации;

3) возможностью использования более производительного оборудования;

4) более полной утилизацией отходов путем производства по­бочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба возникает в результа­те воздействия таких факторов, как:

1) рост переменных издержек, приходящихся на единицу про­дукции (закон убывающей отдачи);

2) сложность управления крупномасштабным производством. Относительная значимость положительного и отрицатель­ного эффектов масштаба нередко оказывает определяющее воздействие на структуру отрасли.

В зависимости от соотношения темпов роста издержек про­изводства и объема производства различают:

1) возрастающую (положительную) отдачу от масштаба — объем производства растет быстрее, чем издержки, а зна­чит, средние издержки производства снижаются;

2) убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба — издерж­ки растут быстрее, чем объем производства, а следователь­но, средние издержки производства возрастают;

3) постоянную отдачу от масштаба — объем производства и издержки растут одинаковыми темпами, соответственно, издержки производства единицы продукции (средние из­держки) постоянны.

Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-раз­ному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, доста­точном для удовлетворения рыночного спроса. Это отрасли естественной монополии. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы, К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: