Сегодня в Интернете существует две модели электронной коммерции: Предприниматель - Предприниматель и Предприниматель - Потребитель. Первую модель обозначают сокращением В2В (Business to Business), a вторую - сокращением В2С (Business to Consumer). Разумеется, такое деление чисто условно, поскольку и в модели В2В один из предпринимателей является поставщиком, а другой - тем же потребителем. Но эти модели все-таки принято различать, поскольку при их функционировании используются различные программно- аппаратные средства. В некоторых зарубежных учебных курсах по электронной коммерции выделяют отдельно еще модель Потребитель - Потребитель (Consumer to Consumer, C2C), но делается это только для академической полноты картины.
Пример с установкой расчетно-кассового программного обеспечения относится к сфере действия платежных систем. Но аналогичные примеры можно найти и в других сферах, например в области электронных коммуникаций. Рассмотрим, в частности, коммуникационные средства, основанные на службе электронной почты (Е- Mail). При переговорном процессе между двумя предпринимателями можно ограничиться любым простейшим почтовым клиентом, например тем, который был получен от сервис-провайдера при подключении к Интернету. Если переговорный процесс позволит подойти к заключению официального договора, стороны должны будут воспользоваться почтовой программой, поддерживающей специальные функции для работы с сообщениями, подписанными электронной цифровой подписью. Возможно, оба эти предпринимателя остановят свой выбор на одной из следующих программ: Microsoft Outlook Express, The Bat! или Eudora.
|
|
Для электронной коммерции, построенной по модели В2В, характерно преимущественное использование клиентского программного обеспечения Интернета. Для модели В2С более характерно использование серверных программ.
Владение собственным Web-узлом с динамически меняющейся информацией, а еще лучше - собственным Web-сервером, совершенно необходимо для предпринимателя, обслуживающий узкий круг других предпринимателей, вполне может сэкономить ресурсы и избежать затрат на создание и сопровождение Web-узла, если у него нет потребности в расширении круга заказчиков. Однако из этого ни в коем случае нельзя делать вывод о том, что он может пренебречь и другими службами и сервисами Интернета. Практически не существует видов экономической деятельности, которые нельзя было бы тем или иным методом оптимизировать за счет Интернета.
Разделение моделей электронной коммерции как раз и служит для того, чтобы более четко выделить сервисы, используемые в том и другом случае.