Технические предпосылки электронной коммерции.
В настоящее время мы можем указать пока лишь одну фундаментальную техническую предпосылку электронной коммерции - ею встало всемирное объединение национальных, частных и корпоративных компьютерных сетей, известное как Интернет. Но логическую структуру Интернета составляет большое многообразие служб, использующих разные аппаратные и программные средства, так что при желании в нем можно найти не одну, а множество технических предпосылок электронной коммерции. Возможно, в недалеком будущем появятся и другие технические средства, способные поддерживать функционирование систем электронной коммерции, но пока Интернет стал первым средством комплексной автоматизации всех этапов коммерческого прогресса.
Основы электронной коммерции находятся отнюдь не в Интернете - они лежат в объективных законах развития экономики и общества. Интернет- это только средство реализации давно назревших объективных потребностей в автоматизации коммерческих циклов и инструмент для снижения доли издержек, приходящихся на них в структуре отпускной цены продукции. Наличие такого инструмента - это только техническая предпосылка к возникновению электронной коммерции, но не её основа. Интернет имеет три функции: информационную, коммуникационную и управленческую. В электронной коммерции используются все эти три функции. Поскольку коммерческий цикл имеет четко выраженные этапы, мы можем выделить и указать преобладающие функции для каждого из них.
Таким образом, технической предпосылкой электронной коммерции являются службы Интернета, реализующие функции, соответствующие основным этапам коммерческого цикла.
| Исследование рынка товаров и услуг | Информационная функция |
| Управление свойствами товаров и услуг | Управленческая функция |
| Оповещение рынка о свойствах товаров и услуг | Информационная + коммуникационная функции |
| Подготовка рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг | Информационная + коммуникационная функции |
| Прием, обработка и исполнение заказов на товары и услуги | Коммуникационная + управленческая (контроль) функция |
| Оптимизация товарных потоков и складских запасов | Управленческая функция |
| Взаиморасчеты с клиентами и поставщиками | Коммуникационная функция |
| Послепродажное обслуживание | Информационная функция |
Экономические первопричины электронной коммерции.
В производственной области двадцатый век характеризовался постоянным стремлением к снижению нормативного времени исполнения технологических операций за счет:
• внедрения принципов массового производства (первая четверть XX в.);
• расширенной механизации производства (вторая четверть XX в.);
• автоматизации производства (третья четверть XX в.);
• гибкого автоматизированного управления проектированием и
производством продукции (последняя четверть XX в.).
Таким образом, в течение последнего столетия произошло значительное
(в сотни раз) повышение производительности труда в сфере
материального производства, что значительно снизило удельный вес
затрат на оплату обобществленного труда в структуре себестоимости
обобществленной продукции. Вместе с тем, конечный потребитель
ощутил эти достижения далеко не в полной мере. Концентрация
производства,объективно связанная с его механизацией и автоматизацией, привела в известной степени к отдалению производителя от потребительских рынков. Характер этого отдаления не только географический, но и структурный. Образовавшуюся нишу заполняют торговые структуры, выполняющие функции продвижения товаров от производителя к потребителю. Чем выше концентрация производства в обществе, тем сложнее торговые структуры, и тем больше коммерческих циклов происходит на маршрутах движения товаров.
В итоге, к концу XX столетия человечество имеет удовлетворительную автоматизацию производственных циклов, и совершенно не соответствующий ей низкий уровень автоматизации циклов коммерческих. До последнего времени автоматизация коммерческих операций носила локальный характер, и лишь благодаря техническим средствам, появившимся в последнее десятилетие, открылась, наконец, возможность комплексной автоматизации коммерческой деятельности, то есть, электронной коммерции.
Таким образом экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах и приближение их к нормам, достигнутым в результате автоматизации циклов производственных.