Экономические первопричины электронной коммерции

Технические предпосылки электронной коммерции.

В настоящее время мы можем указать пока лишь одну фундаментальную техническую предпосылку электронной коммерции - ею встало всемирное объединение национальных, частных и корпоративных компьютерных сетей, известное как Интернет. Но логическую структуру Интернета составляет большое многообразие служб, использующих разные аппаратные и программные средства, так что при желании в нем можно найти не одну, а множество технических предпосылок электронной коммерции. Возможно, в недалеком будущем появятся и другие технические средства, способные поддерживать функционирование систем электронной коммерции, но пока Интернет стал первым средством комплексной автоматизации всех этапов коммерческого прогресса.

Основы электронной коммерции находятся отнюдь не в Интернете - они лежат в объективных законах развития экономики и общества. Интернет- это только средство реализации давно назревших объективных потребностей в автоматизации коммерческих циклов и инструмент для снижения доли издержек, приходящихся на них в структуре отпускной цены продукции. Наличие такого инструмента - это только техническая предпосылка к возникновению электронной коммерции, но не её основа. Интернет имеет три функции: информационную, коммуникационную и управленческую. В электронной коммерции используются все эти три функции. Поскольку коммерческий цикл имеет четко выраженные этапы, мы можем выделить и указать преобладающие функции для каждого из них.

Таким образом, технической предпосылкой электронной коммерции являются службы Интернета, реализующие функции, соответствующие основным этапам коммерческого цикла.

Исследование рынка товаров и услуг Информационная функция
Управление свойствами товаров и услуг Управленческая функция
Оповещение рынка о свойствах товаров и услуг Информационная + коммуникационная функции
Подготовка рынка к использованию заданных свойств товаров и услуг Информационная + коммуникационная функции
Прием, обработка и исполнение заказов на товары и услуги Коммуникационная + управленческая (контроль) функция
Оптимизация товарных потоков и складских запасов Управленческая функция
Взаиморасчеты с клиентами и поставщиками Коммуникационная функция
Послепродажное обслуживание Информационная функция

Экономические первопричины электронной коммерции.

В производственной области двадцатый век характеризовался постоянным стремлением к снижению нормативного времени исполнения технологических операций за счет:

• внедрения принципов массового производства (первая четверть XX в.);

• расширенной механизации производства (вторая четверть XX в.);

• автоматизации производства (третья четверть XX в.);

• гибкого автоматизированного управления проектированием и
производством продукции (последняя четверть XX в.).

Таким образом, в течение последнего столетия произошло значительное
(в сотни раз) повышение производительности труда в сфере
материального производства, что значительно снизило удельный вес
затрат на оплату обобществленного труда в структуре себестоимости
обобществленной продукции. Вместе с тем, конечный потребитель
ощутил эти достижения далеко не в полной мере. Концентрация
производства,объективно связанная с его механизацией и автоматизацией, привела в известной степени к отдалению производителя от потребительских рынков. Характер этого отдаления не только географический, но и структурный. Образовавшуюся нишу заполняют торговые структуры, выполняющие функции продвижения товаров от производителя к потребителю. Чем выше концентрация производства в обществе, тем сложнее торговые структуры, и тем больше коммерческих циклов происходит на маршрутах движения товаров.

В итоге, к концу XX столетия человечество имеет удовлетворительную автоматизацию производственных циклов, и совершенно не соответствующий ей низкий уровень автоматизации циклов коммерческих. До последнего времени автоматизация коммерческих операций носила локальный характер, и лишь благодаря техническим средствам, появившимся в последнее десятилетие, открылась, наконец, возможность комплексной автоматизации коммерческой деятельности, то есть, электронной коммерции.

Таким образом экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах и приближение их к нормам, достигнутым в результате автоматизации циклов производственных.






Подборка статей по вашей теме: