1. Политический режим, контролирующий все стороны жизни общества – политическую, экономическую и духовную, носит название:
а) демократический;
б) авторитарный;
в) тоталитарный;
г) анархический
2. Политический режим, предпосылками которого выступают гражданское общество и правовое государство, носит название:
а) социалистический;
б) тоталитарный;
в) авторитарный;
г) демократический
3. Понятие «софия» означало:
а) мудрость;
б) разум;
в) чувства;
г) судьбу
4. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, тёмное и пассивное начало:
а) Янь;
б) Инь;
в) И-Цзин;
г) сансара
5. Понятие, обозначающее находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему:
а) запредельное;
б) неструктурное;
в) иррациональное;
г) регрессивное
6. Понятие, обозначающее развитие по направлению к высшему:
а) прогресс;
б) регресс;
в) динамика;
г) иерархия
7. Понятие, означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы:
а) взаимопроникновение;
б) интеграция;
в) синкретизм;
г) символизм
8. Понятие «движение» и «развитие» соотносятся друг с другом следующим образом:
а) движение является частью развития;
б) развитие является частью движения;
в) развитие и движение никак не взаимосвязаны;
г) движение противоречит развитию
9. Мистическое почитание различных объектов, которым приписываются сверхъестественные свойства:
а) тотемизм;
б) фетишизм;
в) анимизм;
г) магия
10. Практика углубленной психической сосредоточенности и отрешённости от внешних объектов и внутренних переживаний:
а) карма;
б) аскеза;
в) медитация;
г) дао
11. Представителями милетской школы в античной философии являются (укажите все правильные варианты):
а) Фалес;
б) Анаксимен;
в) Анаксимандр;
г) Аристотель
12. Представление о Боге, как о мировом разуме, сотворившем природу, но не вмешивающимся в её бытие характерно для:
а) атеизма;
б) деизма;
в) протестантизма;
г) католицизма
13. Принцип подхода к действительности как развивающейся во времени:
а) историзм;
б) космополитизм;
в) изоляционизм;
г) прогрессизм
14. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:
а) монашество;
б) предпринимательскую деятельность;
в) почитание святых;
г) крестовые походы
15.Процесс создания материальных благ, услуг носит название:
а) обмен;
б) потребление;
в) производство;
г) потребление
16.Процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, принятых в обществе:
а) универсализация;
б) сублимация;
в) фрустрация;
г) социализация
17. Психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества:
а) сублимация;
б) фрустрация;
в) социализация;
г) интеграция
18. Разделение целого на отдельные части, формы и ступени:
а) дифференциация;
б) социализация;
в) идеализация;
г) объективация
19. Разновидность идеализма, утверждающая независимость внешнего мира, его свойств и отношений от материи и сознания человека:
а) объективный;
б) субъективный;
в) классический;
г) эмпирический
20. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:
а) объективный;
б) субъективный;
в) классический;
г) эмпирический
21. Регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения:
а) мораль;
б) экономика;
в) политика;
г) культура
22. Священная книга мусульман:
а) Библия;
б) Коран;
в) Тора;
г) Бхагават-Гита
23. Система приёмов теоретического и практического освоения действительности, способ построения и обоснования системы философского знания:
а) метод;
б) наука;
в) мышление;
г) интуиция
24. Собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии:
а) Новый Завет;
б) Ветхий Завет;
в) Евангелие;
г) Апокалипсис
25. Собрание священных книг собственно христианского происхождения:
а) Новый Завет;
б) Ветхий Завет;
в) Пятикнижие;
г) Книга Екклезиаста
26. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нём человека:
а) методология;
б) психика;
в) мировоззрение;
г) практика
27. Совокупность религиозно-философских доктрин и учений о сущности Бога и божественного:
а) идеология;
б) теология;
в) пантеизм;
г) аксиология
28. Совокупность средств и методов осуществления государственной власти:
а) политический режим;
б) государство;
в) политическая идеология;
г) законодательство
29. Способность и возможность оказывать воздействие на деятельность, поведение других людей, социальных групп независимо от желания последних:
а) воля;
б) власть;
в) рассудок;
г) авторитет
30.Сфера общественной деятельности, производящая товары, необходимые для удовлетворения базовых потребностей людей:
а) идеальная;
б) материальная;
в) трансцедентальная;
г) сверхчувственная
31. Сфера общественной деятельности, создающая научные и художественные ценности:
а) материальная;
б) виртуальная;
в) духовная;
г) политическая
32. Тенденция социального бытия, выражающаяся в растущей взаимозависимости различных регионов мира:
а) технологизация;
б) глобализация;
в) социализация;
г) институционализация
33. Теория, разработанная З.Фрейдом, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека:
а) сенсуализм;
б) психоанализ;
в) синергетика;
г) коллективное бессознательное
34. Термин «возрождение» означает возвращение интереса к:
а) античности;
б) первобытности;
в) варварству;
г) эпохе крестовых походов
35. Течение в истории социально-философской мысли, утверждавшее самобытный характер развития России
а) западничество;
б) славянофильство;
в) космизм;
г) марксизм
36. Учение о ценностях в философии носит название:
а) онтология;
б) гносеология;
в) аксиология;
г) антропология
37. Мыслитель, обосновавший понятие «осевой эпохи» для объяснения исторического развития:
а) К.Ясперс;
б) А.Тойнби;
в) А.Чижевский;
г) А.Адлер
38.Философ Нового времени, считавший «войну всех против всех» естественным состоянием общества:
а) Ф.Бэкон;
б) Р.Декарт;
в) Дж. Локк;
г) Т.Гоббс
39. Философия в Средние века занимала подчинённое положение по отношению к:
а) истории;
б) математике;
в) теологии;
г) физике
40. Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность:
а) этика;
б) эстетика;
в) аксиология;
г) гносеология
41. Философская категория, выражающая внешнюю определённость объекта: его величину, объём:
а) явление;
б) свойство;
в) сущность;
г) количество
42. Философская категория, выражающая условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве:
а) отрицание;
б) явление;
в) взаимодействие;
г) абстрактное
43. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины:
а) скептицизм;
б) оптимизм;
в) гилозоизм;
г) плюрализм
44. Философское направление, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю:
а) материализм;
б) идеализм;
в) атомизм;
г) скептицизм
45. Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность:
а) телеология;
б) идеализм;
в) материализм;
г) монизм
46. Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности:
а) практика;
б) теория;
в) концепция;
г) структура
47. Форма правления, признающая суверенное право на власть избранных народом представительных органов:
а) монархия;
б) республика;
в) анархия;
г) авторитаризм
48. Христианство возникло:
а) в III в. н.э.;
б) в V в. н.э.
в) в III в. до н.э.;
г) в I в. н.э.
49. Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей:
а) труд;
б) обмен;
в) искусство;
г) религия
50. Частный случай изменений, когда количественные изменения приводят к необратимым качественным сдвигам:
а) регресс;
б) отрицание;
в) развитие;
г) стагнация