Передатчики

Красным шрифтом в цепочке передатчиков выделено звено «Атия от Абу Саида аль Худри ».

Во первых Атия Ауфи как передатчик был подвергнут критики со стороны ученых ахли-сунны. Сказал Насаи: «Слабый» [15] . Сказал Абу Хатим: «Слабый» [16] . Сказал Захаби: «Слабый» [17] . Сказал Ахмад: «Даифаль хадис» [18] .

Во вторых касательно конкретно этого звена шейх Албани сказал: «...что со слов Абу Саида его передал Атийя аль-Ауфи, который был слабым рассказчиком. Об этом сообщил ан-Навави в книге "аль-Азкар", Ибн Теймийя в книге "аль-Каида аль-Джалила", аз-Захаби в "аль-Мизане". Последний в книге "ад-Дуафа" (1/88) даже отметил, что богословы были единодушны в том, что он был слабым рассказчиком. Неоднократно назвал его слабым аль-Хафиз аль-Хейсами в книге "Маджма аз-Заваид" (5/236, например). Абу Бакр б. аль-Мухибб аль-Балабаки упомянул о нем в книге "ад-Дуафа ва аль-Матрукун" (сборник слабых и отвергаемых рассказчиков). Слабым его считал и аль-Бусыри, о чем мы еще поговорим впоследствии. Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал о нем: «Правдивый рассказчик, который часто ошибался, был шиитом и фальсификатором». Таким образом, он указал на две причины его слабости как рассказчика.

Во-первых, Атийя обладал слабой памятью. Ибн Хаджар подчеркнул это, когда сообщил о том, что он часто ошибался. В книге "Табакат аль-Мудаллисин" он прямо отметил, что у него была слабая память. Еще более конкретную оценку ему Ибн Хаджар дал в книге "Талхис аль-Хабир" (с. 241, индийское издание). В комментарии к другому хадису он сказал: «Одним из его рассказчиков был Атийя б. Саид аль-Ауфи, который был слабым».

Во-вторых, он был фальсификатором. Однако Ибн Хаджар должен был разъяснить, какого рода фальсификациями он занимался. Известно, что хадисоведы различают несколько видов фальсификаций, наиболее известными среди которых являются следующие:

В одном случае рассказчик передает от имени того, кого он повстречал, то, что не слышал от него. Или же он передает хадисы от имени своего современника, которого он не встречал, представляя все так, будто он слышал эти слова от него. При этом он пересказывает хадисы от его имени или ссылается на его слова.

В другом случае рассказчик называет своего учителя по имени или по прозвищу, которое малоизвестно, чтобы скрыть его личность. Богословы ясно высказывались о том, что поступать так запрещено, если этот учитель не заслуживает доверия, и рассказчик фальсифицирует цепочку рассказчиков, чтобы хадисоведы не узнали об этом или приняли его за другого заслуживающего доверия рассказчика из-за сходства их имен или прозвищ. Этот вид фальсификации известен как "фальсификация шейха".

Что касается фальсификации Атийи, то она относилась к этому запрещенному виду. Я разъяснил это в своей книге "Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа" (24). Если быть кратким, то Атийя рассказывал хадисы со слов Абу Саида аль-Худри . После его кончины он посещал собрания одного из лжецов, известного своими лживыми хадисами, которого звали аль-Калби. Рассказывая хадисы с его слов, Атийя называл его Абу Саидом, и слушатели ошибочно полагали, что он имеет в виду Абу Саида аль-Худри! Полагаю, одного этого вполне достаточно, чтобы отнести Атийу к несправедливым рассказчикам. Что же говорить, если к этому прибавляется его слабая память!» [19] .

В) Цепочка, ведущая к ибн Аббасу .

Сказал Хейсами[20]:

رواه البزار والطبراني وفيه الحسن بن أبي جعفر وهو متروك

«Передали Баззар и Табарани, в цепочке Хасан ибн Абу Джафар, он матрук».

Г) Цепочка, ведущая к ибн Зубайру .

Сказал Хейсами:[21]

رواه البزار وفيه ابن لهيعة وهو لين‏.‏

«Передал Баззар в цепочке ибн Лухийат, и он «Мягкий».

Абдуллах ибн Лухийат. Сказал шейх Албани:

«Абдуллах ибн Лухийат слабый, по (причине) плохой памяти»[22].

Выдержка об этом передатчике из «Мизануль итидаль»[23] Захаби:

قال ابن معين: ضعيف لا يحتج به

«Сказал ибн Муин: «Слабый, на него не опираются».

سألت ابن معين عن ابن لهيعة، فقال: ليس بقوى

«У ибн Муина спросили о ибн Лухийат, он сказал: «Не сильный».

. معاوية بن صالح، سمعت يحيى يقول: ابن لهيعة ضعيف.

«Муавия ибн Салих: «Я слышал как Йахъя сказал: «Ибн Лухийат слабый».

Имам Насаи сказал о нем: «Слабый»[24]. Его также упомянул Даракутни[25].

Д) Цепочка, ведущая к Анасу .

Сказал шейх Албани: «Что касается предания от Анаса. Его передавал Абан ибн Абу Айаш»[26].

Выдержка об этом передатчике из «Мизануль итидаль»[27] Захаби:

قال أحمد: هو متروك الحديث

Сказал Ахмад: «Его предания отвергаются..»

وقال يحيى بن معين: متروك. وقال مرة: ضعيف.

«Йахъя ибн Муин говорил: «Матрук», также говорил: «Слабый».

وقال النسائي: متروك

«Сказал Насаи: «Матрук».

И солгал «мухаккиг» книги «Мураджиат» сказав:

وحديث السفينة من الأحاديث المتواترة عن المسلمين

«И Хадис (о) корабле из «мутаватир» преданий от мусульман»[28].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: