Хадис 5

«Это мой брат, визирь, халиф. Слушайте его и повинуйтесь ему».

Сказал шейх Албани: «Хадис выдуманный»[70].

Шейх Абу Убейда отмечал, что этот хадис передавался через трех

передатчиков:

محمد بن اسحاق وعبد الغفار بن القاسم وعبد الله بن عبد القدوس.

Мухаммад ибн Исхак, Абдульгаффар ибн Гасим и Абдуллах ибн Абдульгуддус.

Шиит Мусави Лари так описывает это событие: «Публичное заявление Посланником Аллаха — да благословит его Аллах и род его! — о назначении Али — мир ему! — руководителем и заместителем после себя имело место не только в Гадир Хумме. Пророк избрал его своим заместителем еще в начальный период ислама, после того, как он в течение трех лет тайно и осторожно призывал к исламу, а потом получив от Аллаха повеление: И увещевай твою ближайшую родню /26:214/, он решился, наконец, на то, что требовал от него Аллах — выйти к людям и провозглашать перед ними свой призыв.

Тогда он поручил Али — мир ему! — созвать сорок человек из родов Хашима, Абд ал-Мутталиба и Абд Ма-нафа. С участием этих сорока человек из своей ближайшей родни он устроил угощение. В первый день угощение сопровождалось бессодержательными разговорами Абу Лахаба, родного дяди Пророка, который вел себя высокомерно и сильно раздражался. Так прошел и второй день угощения. На третий день, когда угощение было повторено по требованию Посланника Аллаха — да благословит его Аллах и род его! — и когда после еды подошло время духовной пищи, Посланник встал среди своей родни, начал свой разговор с восхваления и восславления Аллаха, а затем сказал:

О сыновья Абд ал-Мутталиба! Клянусь Аллахом, я не знаю среди арабов юношу, который пришел бы к своему народу с лучшим, чем то, с чем пришел к вам я. Поистине, я пришел к вам с наивысшим благом ближней жизни и жизни последней. Аллах всевышний повелел мне призвать вас к Нему. Кто из вас поможет мне в этом деле и станет моим братом, духовным восприемником и наследником среди вас?.

Все воздержались от ответа и отвернулись, пока Али — мир ему! — самый молодой среди них, не встал и сказал: О, Пророк Аллаха! Я буду твоим заместителем в этом деле. Пророк протянул ему руку и сказал: Поистине, этот /юноша/ — мой брат, преемник и наследник среди вас. Слушайте его и повинуйтесь!

Люди встали, насмехаясь, и стали срамить абу Талиба, говоря: Он приказал тебе слушать твоего сына и повиноваться».

А) Ибн Асакир в «Тарих мадинатуль димашк»[71]:

أخبرنا أبو الحسن علي بن المسلم الفقيه نا عبد الله بن أحمد نا أبو الحسن على بن موسى بن السمسار أنا محمد بن يوسف أنا أحمد بن الفضل الطبري نا أحمد بن حسين نا عبد العزيز بن أحمد بن يحيى الجلودي البصري نا محمد بن زكريا الغلابي نا محمد بن عباد بن أدم نا نصر بن سليمان نا محمد بن إسحاق عن عبد الغفار بن القاسم عن المنهال بن عمرو عن عبد الله بن الحارث بن عبد المطلب عن عبد الله بن عباس عن علي بن أبي طالب قال لما نزلت هذه الأية " وأنذر عشريتك الأقربين " فضقت بذلك ذرعا وعرفت أني متى أناديهم بهذا الامر أرى منهم ما أكره فصمت عليها حتى جاءني جبريل فقال يا محمد إنك إن لم تفعل ما تؤمر به سيعذبك ربك فاصنع لنا صاعا من طعام واجعل عليه رجل شاة وأمل لنا عسا من لبن واجمع لي بني عبد المطلب حتى أبلغهم فصنع لهم الطعام وحضروا فأكلوا وشبعوا وبقي الطعام قال ثم تكلم رسول الله (صلى الله عليه وسلم) فقال يا بني عبد المطلب أي والله ما أعلم شابا من العرب جاء قومه بأفضل مما جئتكم به إني قد جئتكم بخير الدنيا والاخرة وإن ربي أمرني أن أدعوكم فأيكم يوءازرني على هذا الأمر على أن يكون أخي ووصيتي وخليفتي فيكم فأحجم القوم عنها جميعا وأني لأحدثهم سنا فقلت أنا يا نبي الله أكون وزيرك عليه فأخذ برقبتي ثم قال هذا أخي ووصيتي وخليفتي فيكم فاسمعوا له وأطيعوا / فقام القوم (يضحكون ويقولون " لأبي طالب قد أمرك أن تسمع لعلي وتطيع

Передатчики:

1) АбдульГаффар ибн Гасим, Абу Марьям Ансари.

Имам Захаби сказал[72]:

عبد الغفار بن القاسم، أبو مريم الانصاري، رافضي. ليس بثقة. قال علي بن المدينى: كان يضع الحديث

«Абдульгаффар ибн Гасим, Абу Марьям Ансари. Рафидит, не правдив. Сказал Али ибн Мадини: «Выдумывал хадисы..»

Имам Насаи в «Дуафа валь матрукин»[73] писал:

عبد الغفار بن القاسم أبو مريم كوفي متروك الحديث

«Абдульгаффар ибн Гасим, Абу Марьям Куфи, его предания отвергаются».

Имам Даракутни сказал[74]:

عبدالغفار بن القاسم أبو مريم، كوفي ضعيف

«Абдульгаффар ибн Гасим, Абу Марьям Куфи, слабый..»

2) Также в цепочке есть Мухаммад ибн Закария Галаби.

Захаби в «Мизан»[75]:

وهو ضعيف

«И он слабый».

وقال الدارقطني: يضع الحديث

«Сказал Даракутни: «(Он) выдумывал хадисы».

О похожем хадисе писал Захаби в книге «Талхис китабуль маудуа ибн Джаузи»[76]:

عمار بن رجاء ثنا عبيد الله بن موسى ثنا مطر بن ميمون الإسكاف عن أنس قال رسول الله إن أخي ووزيري وخليفتي من أهلي وخير من أترك بعدي علي. مطر متهم بالكذب

«Аммар ибн Раджа, Убейдуллах ибн Муса от Матара ибн Маймуна Искафи, от Анаса, пророк сказал: «Али это мой брат, визирь, халиф и лучшее, что я оставляю после себя». Матар обвинен (во лжи).

Выдержка о Матаре ибн Маймуне из «Мизан»[77] имама Захаби:

قال البخاري، وأبو حاتم،: منكر الحديث

«Бухари и Абу Хатим сказали: «Его предания неприемлимы».

О похожем хадисе имам Шаукани сказал:

قال ابن الجوزي والذهبي: إنه موضوع. والمتهم به: مطر بن ميمون الإسكاف.

«Сказал ибн Джаузи: «Выдумка, и виноват в этом Матар ибн Маймун Искафи»[78].

Если принимать этот хадис как достоверный, то он служил бы ясным указанием на прямое назначение Али халифом. Но как показывает история, подобного ясного довода не было.

Имам Ат-Табари [79] и ибн Хишам [80] передали в своих книгах: «Аббас сказал: «Дело (время) пророка приблизилось. Аллах Всевышний хочет его призвать к себе. Я знаю (каковы) знамения смерти у сыновей Абдульмуталлиба, и я вижу их на его лице. Сынок! Спроси посланника Аллаха, что он скажет о халифате. Из кого должен быть халиф? Если из сыновей Хашима и Абдульмуталиба, то и мы должны это знать».

Али ответил: «Дядя не надо спрашивать! Если он скажет, что (халиф) должен быть из других, никто не присягнет нам вплоть до судного дня».

То есть если был какое-то ясное указание на то, что Али должен был быть халифом, ответил бы он так? Или он бы сказал, что и спрашивать не о чем, ведь я назначен?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: