Хадис 10

«Смотреть на Али, это поклонение (Богу)».

Сказал имам Захаби: «Это ложь»[92]. Сказал шейх Албани: «Выдуманный»[93].

Шейх Абу Убейда ад-Димашки отмечал:

وحكم عليه السيوطي وملا علي قاري وابن الجوزي بالوضع

«Суюти[94], Мулла Алиуль Кари [95](Ханафи) и ибн Джаузи[96] считали (хадис) выдуманным». Подробно смотрите «Танзиру шария» Али ибн Мухаммад ибн Арак Кинани[97]

А) Цепочка, восходящая к Абдулле ибн Масуду .

1) Хаким в «Мустадраке»:

[ 4682 ] حدثنا عبد الباقي بن قانع الحافظ ثنا صالح بن مقاتل بن صالح ثنا محمد بن عبد بن عتبة ثنا عبد الله بن محمد بن سالم ثنا يحيى بن عيسى الرملي عن الأعمش عن إبراهيم عن علقمة عن عبد الله قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم النظر إلى وجه علي عبادة

Сказал Шаукани:

رواه الطبراني عن ابن مسعود مرفوعاً ، وفي إسناده: يحيى بن عيسى الرملي ، وليس بشيء

«Передал Табарани от ибн Масуда «марфу». В цепочке Йахъя ибн Иса Рамли, и (он) ничто..»[98]

Передатчики:

1) Йахъя ибн Иса Рамли.

«Мизан»[99]:

وقال النسائي: ليس بالقوى. وقال ابن معين: ضعيف

«Сказал Насаи: «Не сильный»; и сказал ибн Муин: «Слабый».

2) Хаким в «Мустадраке»:

[ 4683 ] حدثنا أبو بكر محمد بن أحمد بن يحيى القاري ثنا المسيب بن زهير الضبي ثنا عاصم بن علي ثنا المسعودي عن عمرو بن مرة عن إبراهيم عن علقمة عن عبد الله بن مسعود رضى الله تعالى عنه قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم النظر إلى وجه علي عبادة

Передатчики:

1) Абдуррахман ибн Абдуллах Масуди. Передатчик путался.

2) Асим ибн Али. Он из передатчиков Бухари, но подвергался критике. Его считали слабым ибн Муин, Насаи и другие.

3) Мусайб ибн Захир. Об этом передатчике нет хвалебных или критических мнений[100].

Б) Цепочка, восходящая к Джабиру .

Похожий хадис привел шейх Албани в своей книге «Силсила ад даифа»:

«Смотреть на мусхаф Корана поклонение, приглядывание ребенка за родителями поклонение, смотреть на Али ибн Абу Талиба поклонение»[101].

Далее шейх отметил, что хадис вымышленный. Как причину он указал передатчика Мухаммада ибн Закарию ибн Динара, известного за ложь.

Сказал об этом передатчике Захаби:

هو ضعيف

«Он слабый»

Даракутни:

وقال الدارقطني: يضع الحديث

«Выдумывал предания»[102].

Стоит отметить также, что имам Захаби приводит мнение ибн Хиббана:

ذكره ابن حبان في كتاب الثقات وقال: يعتبر بحديثه إذا روى عن ثقة

«Ибн Хиббан упомянул его в книге «Сиккат» и сказал: «Его хадисы принимаются, если он передавал от правдивых передатчиков».

Согласно цитате из книги шейха Албани, это предание Мухаммад ибн Закария передавал от Аббаса ибн Бакара.

В «Мизануль итидаль» я нашел лишь одного передатчика с подобным именем.

Аббас ибн Бакар Дабби.

قال الدارقطني: كذاب

«Даракутни сказал (о нем): «Лжец»[103].

В) Цепочка, восходящая к Имрану ибн Хусайну .

Передал имам Хаким в «Мустадраке»:

[ 4681 ] حدثنا دعلج بن أحمد السجزي ثنا علي بن عبد العزيز بن معاوية ثنا إبراهيم بن إسحاق الجعفي ثنا عبد الله بن عبد ربه العجلي ثنا شعبة عن قتادة عن حميد بن عبد الرحمن عن أبي سعيد الخدري عن عمران بن حصين قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم النظر إلى علي عبادة هذا حديث صحيح الإسناد وشواهده عن عبد الله بن مسعود صحيحة

Хаким сказал: «Цепочка достоверна, хадис потверждается хадисом от ибн Масуда».

Шейх Албани писал: «Не это (предание) ни то (предание от ибн Масуда) не являются достоверными. Нет упоминания Абдуллаха ибн Абдуррабих Аджли. Подобен ему (в неизвестности) Ибрахим ибн Исхак Джуфи»[104].

Хадис от Имрана ибн Хусайна также передал Табарани. Комментируя этот хадис, хафиз аль-Хейсами сказал: «Передал Табарани, в цепочке есть Имран ибн Халид Хузаи и он слабый»[105].

Выдержка о Имране ибн Халиде Хузаи из «Мизан»[106]:

قال أبو حاتم: ضعيف. وقال ابن حبان: لا يجوز الاحتجاج به

«Сказал Абу Хатим: «Слабый»; ибн Хиббан сказал: «На него нельзя полагаться».

Г) Цепочка, восходящая к Савбану .

حدثنى يحيى بن سلمة بن كهيل، عن أبيه، عن سالم، عن ثوبان قال: قال النبي صلى الله عليه وسلم: النظر إلى على عبادة.

Сказал ибн Аррак в «Танзиру шария»[107]:

من حديث ثوبان من طريق يحيى بن سلمة بن كهيل وهو متروك

«Хадис Савбана идет через Йахъю ибн Саламу ибн Кухайла. И он «матрук».

Выдержка о Йахъе ибн Салама ибн Кухайле из «Мизан»[108]:

قال أبو حاتم وغيره: منكر الحديث. وقال النسائي: متروك. وقال عباس، عن يحيى: ليس بشئ، لا يكتب حديثه

«Сказал Абу Хатим и другие: «Предания отвергаются»; сказал Насаи: «Матрук», передал Аббас от Йахъи: «Ничто, предания не записываются».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: