VEN–анализ ассортимента лекарственных средств

Специфика медицинских и фармацевтических товаров – их значимость и жизненная важность для каждого человека и населения в целом обусловливают необходимость проведения VEN–анализа. VEN–анализ – это метод группировки используемых ЛС по степени их клинической значимости.

VEN–анализ, как правило, проводят параллельно с АВС-анализом. VEN–анализ позволяет установить приоритеты отбора и закупок ЛС в соответствии с их классификацией по степени жизненной важности, представленной в таблице 20.

Таблица 20

Группы препаратов по степени их жизненной важности

Жизненно важные (Vital) ЛС важные для спасения жизни (например, вакцины); имеющие опасный для жизни синдром отмены, постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулины, стероиды, пропранолол и т.п.)
Необходимые (Essential) ЛС эффективные при лечении менее опасных, но серьезных заболеваний
Второстепенные (Non-essential) ЛС для лечения легких заболеваний, ЛС сомнительной эффективности, дорогостоящие ЛС с симптоматическими показаниями

На основе проведенных АВС, XYZ и VEN–анализов может быть разработан ассортимент «портфеля» закупок для больничных аптек как ограничительный перечень отобранных ЛС, что позволяет его рассматривать как примерный формулярный список для ЛПУ (отделения). Данный ограничительный перечень может согласовываться с Перечнем жизненно важных и необходимых ЛС, Перечнем основных ЛС, рекомендованных ВОЗ и Федеральным руководством по использованию ЛС. В итоге рекомендуемый перечень ЛС для формирования лекарственного бюджета ЛПУ (отделения) можно систематизировать в виде таблицы 21.

Таблица 21

Результаты анализа ассортимента «портфеля» закупок лекарственных средств

Для ЛПУ (отделения)

Параметры А В С V E N ВОЗ ЖВН Итого ЛС
Количество ЛС                  
Доля, %                

Оценка конкурентоспособности лекарственных средств

Алгоритм оценки конкурентоспособности ЛС включает в себя следующие этапы:

1) изучение рынка и отбор ЛС для сравнения;

2) изучение параметров конкурентоспособности, вычисление их весовых коэффициентов;

3) расчет интегрального показателя;

4) формирование ассортиментной политики.


Изучение рынка и отбор лекарственных средств


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: