латиноамериканская

Структура локальных цивилизаций:

1. культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействия людей)

2. политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии и движения)

3. экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы распределения)

4. биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жильё, одежда, труд, досуг)

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, Тойнби выделял 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно всё многообразие цивилизаций делят на две большие группы: западную и восточную.

Особенности западной и восточной цивилизаций:

Линия сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
Особенности восприятия мира Рациональное восприятие Эмоциональное, целостное восприятие
Отношение к природе Стремление подчинить себе природу. Человек венец природы, и всё создано для его пользы. Для возмещения несовершенства человека производится и используется техника. Стремление быть в гармонии с природой. Человек – органическая часть природы. Усовершенствование своей души и тела.
Соотношение личности и общества Приоритет свободной личности, обладающей гражданскими правами. Ценности индивидуальной свободы. Приоритет системы подчинения личности обществу. Господство традиций коллективизма.
Властные отношения Принцип разделения властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм. Политический монизм. Восточная деспотия. Неограниченная власть обожествлённого монарха.
Отношения к собственности Господство частной собственности Преобладание государственной и общинной собственности. Власть рождает собственность, а утративший власть становится, как и все бесправным.
Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу, постоянное изменение форм деятельности, использование новаций. Развитие общества носит постепенный, поступательный характер. Стремление к воспроизводству самих себя, поддержанию традиционного образа жизни. Развитие общества носит циклический характер.

Формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества:

Линия сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
Соотношение объективных и субъёктивных факторов общественного развития Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны. Человек – единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности.
Соотношение материальной и духовной сфер жизни общества Материальные факторы, прежде всего производство, играют решающую роль в жизни общества. Ценностные установки, мировоззрение играют в развитие общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
Направленность исторического развития. Понятие прогресс Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связаны с совершенствованием производственных отношений. Каждая цивилизация неповторима. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно.
Достоинства Позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; представить историю человеческого общества как единый процесс; установить определённые закономерности исторического развития общества; предложить определённую специализацию всемирной истории и истории отдельных стран. Позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всём их многообразии и специфике; ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология); ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.
Недостатки Многие народы не проходили в своём развитии через все и даже через большинство формаций; большинство процессов политического, духовного, идеального, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов. При своём последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом; создаёт возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополняемости, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: