Учёба (урочная деятельность)
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Слова).
Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.
Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях (Дела):
– посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;
|
|
– групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
– специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и под-держки товарища. Например, в математике – методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов».
После уроков (внеурочная деятельность)
Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д. (Слова);
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д. (Слова);
– коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п. (Слова и Дела);
|
|
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
– ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России (Слова);
– осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности;
– ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов (Дела);
– завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.
Общественные задачи (внешкольная деятельность)
Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.).
Забота о памятниках защитникам Отечества.
Участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой Отечественной войны.
Организация для жителей своего района, села, города национально-культурных праздников, фестивалей, например «Богатство культур народов России».
Участие в восстановлении памятников культуры и истории родного края.
Участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государ-ственных праздников России, «Моя улица – без мусора» и т.п.