Характеристика | Наименование консультанта | |
Внешний | Внутренний | |
Функция | · организация процесса · обучение клиента · командообразование · выработка решения | · все, что и у внешнего консультанта · всегда детализация реше-ний до состояния, пригодного для внедре-ния · связь с внешней консуль-тационной средой · координация получаемых консалтинговых услуг |
Конкуренция | · заставляет предлагать клиенту более выгодные для него условия | · монопольное положение дает определенные преи-мущества консультанту |
Критерии успешной работы | · оплата по договору · лестные отзывы клиента · рекомендации клиента | · успешность карьеры · результат от изменений |
Зависимость от ру-ководства организации | · значительная | · полная |
Информированность | · информации о проблемах клиента недостаточно | · информации много, но нет свежего взгляда на проблемы |
Участие во внедре-нии | · участие ограничено или отсутствует полностью · мотивация к внедрению не высока | · постоянное участие в процессе всех изменений · мотивация к внедрению высокая |
Длительность процесса | · процесс короткий | · процесс длительный |
О том, чем же может отличаться внутренний консультант от консультанта внешнего, не состоящего в штате организации, можно судить по содержанию информации, приведенной в таблице 5.
Другими словами, внешние консультанты объективны и независимы, обладают умениями в решении проблем, возникающих в организациях различных отраслей, имеют имидж профессионалов и статус «звезд», в то время как внутренние консультанты имеют большую информацию о свей организации, затраты на их услуги на 30-50% ниже, они оперативно и непрерывно включаются в процесс консультирования, они более мотивированы на конечный результат и снижают вероятность утечки конфиденциальной информации.
Очевидно, что в том случае, когда организация оказывается в незнакомой для внутреннего консультанта ситуации, следует приглашать внешних консультантов. Поэтому целесообразно сочетать услуги внутренних и внешних консультантов, что к тому же позволяет:
§ сокращать сроки решения проблем;
§ уменьшать расходы на консультационные услуги;
§ повышать квалификационный потенциал внутренних консультантов и организации в целом;
§ повышать качество услуг.
Когда же функция внутреннего консультирования начнет приносить стабильный доход от деятельности консультационного подразделения, такое структурное подразделение можно выделять в дочернее предприятие, оказывающее консалтинговые услуги.