Зрительные представления

У детей с глубокими нарушениями зрения, в отличие от нормально видящих, отмечается снижение уровня обобщенности, фрагментарность и четкость зрительных представлений. Основной причиной несоответствия образу оригинала является недостаточность полного чувственного опыта о предмете в результате слепоты или слабовидения. Эти особенности отмечаются многими тифлопсихологами.

Влиять на состояние представлений могут как дефекты зрения (нарушение остроты зрения, колбочковой системы и поля зрения и т. д.), так и другие факторы (объем знаний, опыт, условия обучения и воспитания). На образность зрительного восприятия влияет сохранность зрительных функций, умение воспроиз-вести образ предмета, его форму, величину и качественные характеристики. В процессе восприятия слабовидящие нечетко дифференцируют основные признаки предметов, животных и т. п., что может внести в образ ошибочное представление о предмете или животном. Ошибочность формирования представлений является результатом фрагментарного, схематического и недостаточно полного адекватного отражения окружающего мира.

Суженность чувственной сферы познания у детей е нарушением зрения теснейшим образом связана с недостаточной дифференциацией ими образов памяти — образов, ранее сформированных в процессе восприятия, и ее можно преодолеть путем расширения познавательной деятельности, включения всех сохранных анализаторов (А. Г. Литвак).

Схематизм, фрагментарность и другие неадекватные признаки, отраженные в представлениях, преодолеваются путем четкой организации процесса восприятия, развития наблюдательности я навыков обследования.

Так, дети имеют неточные представления о форме, размерах, цвете предметов, растений, животных (Т. Н, Головина). У слабовидящих младших школьников с низкой остротой зрения (0,05— 0,2) наблюдаются трудности формирования и сохранения представлений о форме, величине, пропорциях предметов и изображений. Темп формирования представлений при зрительном восприятии изображений замедлен. Сформированные представления— неполные, недостаточно четкие, расплывчатые, недифференцированные, в некоторых случаях ошибочные, нестойкие. Иногда отмечаются схематизм и вербализм представлений — словесное описание предметов и изображение без опоры на наглядные образы (А. И. Зотов и др.).

Таким' образом, представления у слепых и слабовидящих требуют дополнительной работы по коррекции, компенсации и формированию (см. Формирование представлений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: