Обонятельные представления у детей с нарушением зрения играют важную роль в их жизнедеятельности.
Слепой, пользуясь обонянием, воспринимает самые разнообразные запахи и комплексы запахов как сигналы о событиях, происходящих вокруг него, которые для незрячих имеют большее значение, чем для зрячих. В процессе всей жизни слепой и слабовидящий ребенок учится различению запахов, что формирует образы представлений, которые затем используются для разного рода умозаключений. Например, восприятие образа резиновой игрушки может формироваться у нормальновидящего и слабовидящего одинаковым способом, т. е. с опорой на зрительный и обонятельный анализаторы, а у слепого этот же образ может возникнуть при осязании формы и обонянии запаха резины. Однако в жизни слепого сигнальное значение той же игрушки будет фиксироваться ярче и сильнее в представлении, поскольку этот образ более необходим ему и прочнее закрепляется в обонятельном представлении и памяти, чем у зрячих и слабовидящих детей, у которых образ игрушки воспроизводится быстро путем зрительного представления.
|
|
Наблюдения над слепыми детьми и анализ самонаблюдений,
выполненных О. И. Скороходовой, показывают, что незрячие по
запаху безошибочно могут определять знакомого человека, находить необходимые предметы, остановку транспорта, выбирать
различные продукты, вещи, цветы и т. п. У детей с глубокими нарушениями зрения обоняние играет большую роль в познании
внешнего мира, чем у зрячих, с самого раннего детства. Однако
его необходимо все время развивать с участием и помощью взрослых (родителей, учителей). Изощренность обоняния слепых детей должна быть направлена на познание предметных качеств
окружающей среды, на ориентировку и сигнальное узнавание
вредных факторов природы (например, узнавание ядовитых грибов, химических загрязнителей природы и др.). Каждый ребенок
должен иметь четкие представления об основных запахах окружающего мира.
На обоняние детей и формирование у них обонятельных представлений оказывают влияние разные факторы: освещение, возраст, лекарственные и другие вещества, функциональные и патологические состояния организма (например, голод, травмы головы и др.).
Многие высококонцентрированные химические вещества разрушают обонятельные клетки. Поэтому родители и воспитатели во избежание несчастных случаев должны при формировании.
обонятельных представлений особенно осторожно знакомить слепых и слабовидящих детей с такими веществами. Важно знать, что запахи влияют на работоспособность, обмен веществ, сосудистую и нервную систему (А. И. Бронштейн и др.),