Узнавание как контроль за формированием представлений

В тифлопсихологии и тифлопедагогике проверка сформированных представлений на основе восприятия представляет своеобразную проблему контроля за знаниями детей. Контроль за формированием представлений на основе восприятия может происходить при осуществлении: 1) словесного описания, 2) воспроизведения предмета лепкой из пластилина, 3) воспроизведения рисунка и т. д.

Принцип правильных узнаваний изображений и предметов у частичновидящих, слепых и слабовидящих неодинаков, Узнава-


ние у слабовидящих обычно выше, чем у слепых и частичновидящих детей. Узнавание предметов у слепых и слабовидящих является своеобразным контролем формирования разной модальности представлений. Особенно важно, что узнавание выступает как прием (мера) сформированности представлений о величине, форме, фактуре предметов. С помощью узнавания можно проследить формирование представлений на разном уровне дифференцирования и соотношения чувственного и понятийного.

Весь процесс формирования представлений у слепых и слабовидящих должен проходить под контролем педагогов и родителей. Благодаря обучению на основе восприятия у детей формируются более адекватные представления, расширяется и накапливается чувственный опыт, совершенствуются навыки поведения и активизируется мышление.

ЛИТЕРАТУРА

Зотов А. И., Феоктистова В. А. К вопросу о возрастных и индивидуальных особенностях формирования представлений у слабовидящих школьников IV—VIII классов//Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена.— Л., 1968.— Т. 344.

Кирзон М. В., Сафонов В. А., Якунин Г. А. К анализу электрической активности мышц при идеомоторных реакциях//Материалы VII научной конференции по вопросам морфологии и биохимии мышечных действий.— Тарту, 1962.

Литоак А. Г. Тифлопсихология.— М., 1985.

Литвак А. Г. Формирование единичных представлений у слепых детей// Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена.—Л., 1968.—Т. 344.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.-^ М., 1980.

Глава 3. ВНИМАНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: