Понятие о воле

Воля — это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Она проявляется в единстве слова и дела, взглядов, убеждений, поступков и включает в себя осознание цели действий, борьбу мотивов, принятие взвешенных решений, практические действия по их реализации.

Воспитание воли — сложный и длительный процесс, включающий в себя формирование социально значимых мотивов и целей деятельности, навыков самоконтроля и саморегуляции поступков, критической оценки действий и их результатов, развитие волевых черт характера (целеустремленности, решительности, настойчивости, оптимизма и др.) в их единстве.

Деятельность иволя

Какая бы форма деятельности ни осуществлялась, она выражается в действиях, определяемых мотивом и целью. Поэтому в любой человеческой деятельности проявляется волевое действие.


Лишь в деятельности формируется воля человека. Воля в тоже время оказывает существенное влияние на все виды деятельности.

Любая деятельность имеет свою структуру. В нее входят действия и движения, цель и мотивы. В движениях и действиях важная роль принадлежит сенсорному контролю. С помощью зрения, слуха, мышечного чувства и других органов чувств (анализаторов) сенсорный контроль позволяет осуществить «движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия» (Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский). У незрячих детей движения менее координированы и более замедленны в силу отсутствия зрительного контроля. Замена зрительного контроля у ослепших детей в течение жизни позволяет при тренировке и научении достигнуть значительных результатов в двигательной деятельности.

Между двигательной активностью и изменениями эмоционально-волевой сферы у детей отмечена определенная взаимосвязь. Так, у детей, перенесших заболевания центральной нервной системы и оставшихся умственно полноценными, отмечены нарушения в поведении и работоспособности. Дети часто бывают раздражительными, плаксивыми, склонны к аффектам.

У некоторых слепых и слабовидящих детей наблюдаются нарушения работоспособности, что может проявляться в снижении выполнения объема задания, появлении ошибок, недописок и др. Эти дети могут то же самое задание выполнить на более высоком уровне при осуществлении более внимательного контроля и руководства со стороны учителя, в данном случае учитель, поддерживая и стимулируя ученика, направляет его деятельность и активизирует волевые усилия, преодолевая зависимость качества работы от недостатка воли и неустойчивости внимания. Поэтому в процессе коррекционно-воспитательной работы учитель должен добиваться увеличения работоспособности ребенка, ликвидации недостатка волевого усилия и воспитания воли (Н. Б. Лурье).

Для детей с дефектом зрения огромное значение имеет воспитание чувства воли и волевого акта, необходимых для преодоления на своем пути большего числа трудностей, чем у зрячих. Волевое поведение детей с глубокими нарушениями зрения требует воспитания моральных качеств и. целенаправленного действия на преодоление трудностей, обусловленных слепотой и слабовидением. Осуществление определенных действий или движений управляется и регулируется целью. Именно цель находит свое выражение в будущей деятельности и ее структурных формах— результатах действий и движений.

Важную роль в воспитании воли у детей с нарушением зрения играет организация коррекционно-компенсаторной работы с ними. Результатом этого может быть восстановление ранее утраченных функций, умений и навыков, формирование мотивов, задач и целей в процессе учебной и трудовой деятельности. На воспитание воли оказывают влияние физическое, нравственное и эстетическое воспитание.


ЛИТЕРАТУРА

Бюрклеи К. Психология слепых.— М., 1934.

Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Общая психология,—М., 1986.

Литвак А. Г. Тифлопсихология.— М., 1985.

Лурье Н. Б. Слабовидящие дети с трудностями в обучении//Слабовидящие дети /Под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой, М. Б. Эйдиновой.— М., 1967.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: