Предисловие

Россия является крупнейшей лесной державой. Леса в ней занимают площадь 779 млн. га, что составляет почти половину территории России и около одной четверти мировых лесных ресурсов. Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Следует обратить внимание на то, что около 94% лесов произрастает на землях лесного фонда.

Однако вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует огромному ресурсному потенциалу лесов. Доля лесной продукции в валовом внутреннем продукте не превышает 3%. Расчетная лесосека используется менее чем на четверть. Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в торговле продукцией глубокой переработки древесины от ведущих стран мира.

В одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 69-р Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы <1> были предусмотрены мероприятия по развитию лесного хозяйства, направленные на повышение интенсивности его ведения, и росту доходов от использования лесных ресурсов при обеспечении мероприятий по лесовосстановлению и улучшению качества лесов в целях выполнения им экологической функции. Однако действовавший Лесной кодекс РФ 1997 г. в то время не мог служить правовой основой осуществления предусмотренных Концепцией мер по развитию лесного хозяйства, поскольку не имел общей направленности на развитие имущественных отношений в лесном секторе. Внесенные в него многочисленные изменения (2001 - 2006 гг.) не могли исправить положение, поэтому 4 декабря 2006 г. был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 января 2007 г. <2> (далее - ЛК РФ). Необходимость принятия нового Лесного кодекса была обусловлена и другими обстоятельствами - изменениями в системе государственного управления, произошедшими в стране в ходе осуществления административной и бюджетно-финансовой реформ, разграничением полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которое затронуло и сферу лесных отношений. Указанные обстоятельства, а также необходимость существенного повышения эффективности и объемов использования лесов, совершенствования арендных отношений, решения задач по развитию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создания благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор потребовали принятия нового ЛК РФ. Согласно п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации лес, как и другие природные ресурсы, является национальным достоянием.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 4. Ст. 364.

<2> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

Необходимо было решить две важнейшие и взаимосвязанные задачи - повышение эффективности использования лесов при одновременном сохранении их средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, поскольку лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов.

Действующий Лесной кодекс РФ в отличие от прежнего ЛК РФ 1997 г. содержит ряд принципиально новых положений, в основе которых лежит концепция более активного внедрения рыночных механизмов в лесные отношения. Тем самым новый ЛК РФ создал правовую основу для осуществления государственной политики, направленной как на освоение до сих пор не использовавшихся огромных лесных ресурсов, так и на более эффективное использование уже освоенных лесов. ЛК РФ, как отмечает О.И. Крассов, является ярким воплощением идеи либерализации российского законодательства в сфере природных ресурсов путем устранения разного рода административных барьеров, препятствующих инвестированию средств в лесной комплекс <1>.

--------------------------------

<1> Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. М., 2007. С. 5.

В ЛК РФ включено значительное количество нововведений: установлена новая система прав на лесные участки; закреплена децентрализация системы управления лесами, в том числе путем передачи большого объема полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ; изменена классификация лесов; предусмотрена система новых актов лесного планирования, включая лесной план субъекта РФ и лесохозяйственный регламент. Впервые в лесное законодательство включены нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность в лесном секторе, и др.

В качестве центрального правового института действующего ЛК РФ можно считать институт использования лесов. Кодекс закрепил новые виды использования лесов, перечень которых значительно расширился. В упомянутой Концепции развития лесного хозяйства на 2003 - 2010 гг. организация рационального использования лесов названа стратегически важной задачей. Данные обстоятельства определяют необходимость научного исследования и теоретического осмысления основного института лесного права - института использования лесов.

В соответствии со ст. 6 ЛК РФ леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Но при этом согласно ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены только к защитным лесам. Надо отметить, что все виды использования лесов без существенных ограничений должны осуществляться лишь в эксплуатационных лесах, которые для этой цели предназначены. Эксплуатационные леса находятся только на землях лесного фонда. Поэтому в данной работе рассматривается преимущественно использование лесов на землях лесного фонда. Правовое регулирование использования лесов на землях других категорий практически отсутствует, в связи с чем оно не рассматривается в монографии.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: