Основной задачей дипломного проектирования является технологический процесс восстановления детали и расчет участка по восстановлению и ремонту деталей автомобиля, отвечающих современным требованиям и необходимых для поддержания высокой технической готовности, исправного состояния транспортных средств.
В разделе “Общая часть” приводятся краткие данные и характеристика предприятия, на которой студент проходил преддипломную практику, краткий анализ производственно-хозяйственной деятельности, структура управления и её совершенство, состояние и анализ организации технологического процесса производства по разрабатываемой теме дипломного проекта.
Расчёт производственной программы по восстановлению и ремонту деталей автомобиля приводится в разделе “Технологический расчёт ”, этот раздел может быть использован из курсового проекта.
В дипломном проекте может быть выполнен проверочный расчёт участка по ремонту деталей. В этом же разделе рассчитываются годовые трудоёмкости:
- исходные данные для разработки технологического процесса;
- характеристика детали;
- технические требования на дефектацию детали;
- дефекты детали и причины их возникновения;
- расчет размера партии детали;
- маршрут ремонта;
-технологический маршрут восстановления детали;
- выбор оборудования и технологической оснастки;
- расчет годового объема работ;
- расчет годовых фондов времени;
- расчет численности основных производственных рабочих;
- организация технологического процесса на участке;
- расчет количества технологического оборудования и выбор организационной оснастки;
- расчет площади участка;
- планировка участка восстановления деталей;
В разделе “Технический проект” должны быть освещены следующие вопросы:
- назначение проектируемого участка;
- описывается технология выполнения работ по восстановлению детали;
- выполняется подбор технологического оборудования, оснастки, марки, габаритных размеров, потребляемой мощности и ориентировочной стоимости;
- расчётным путём, с учётом площади, занимаемой технологическим оборудованием, технологической и организационной оснасткой, определяется площадь участка, которая затем уточняется в соответствии со строительными нормами и правилами (СНИП);
- приводится технологическая карта в полном объёме.
В раздел “Конструкторская часть” решаются следующие вопросы:
- анализ существующих конструкций внедряемого оборудования (приспособлений, оснастки);
- экономическое обоснование конечного варианта;
- техническое описание конструкции, фотографии, виды, эскизы оборудования;
- правила технической эксплуатации оборудования (приспособления, оснастки);
- перечень затрат на внедряемое оборудование и возможный экономический эффект.
В экономической части проекта рассчитываются основные технико-экономические показатели проектируемой (реконструируемой) зоны (поста, участка) по результатам технологического расчёта и технического проекта, технико-экономические показатели после внедрения разрабатываемой конструкции оборудования (приспособления, оснастки) с учётом возможного повышения уровня механизации производимых работ. Этот раздел консультирует преподаватель дисциплины “Экономика предприятий”.
В разделе “Охрана труда и окружающей среды” рассматриваются вопросы: охраны труда и техники безопасности при выполнении работ технического обслуживания и текущего ремонта легковых автомобилей (в соответствии с заданием) в зоне (на посту, на участке); пожарной безопасности и электробезопасности при выполнении этих же работ; меры безопасности при работе на внедряемом оборудовании (приспособлении, оснастке); предупреждения вредного воздействия на рабочих и окружающую среду в результате выполнения работ в зоне (на посту, на участке).
Следует различать дипломный проект с элементами исследований и дипломную работу студента.
Дипломный проект с элементами исследования имеет стандартную структуру, изложенную в предыдущем разделе и содержит исследования какого-либо вопроса для уточнения технологии, технологической планировки или конструкторской разработки проекта.
Дипломная работа может содержать результаты исследований теоретического или экспериментального характера и применение результатов исследования при решении практических задач технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
Исследованием считается процесс выработки новых научных знаний или результатов, причём новизна может быть локальной, когда в исследовании по конкретной теме студент применяет известные методы из смежных областей знаний.
Дипломник не должен ограничиваться только сбором, анализом информации и построением физической или математической модели. Вместе с этим он должен показать знания в части конструирования, технологии и расчётов стендов, действующих моделей, приспособлений, а также выполнить анализ и рассчитать экономический эффект от внедрения результатов исследования, решить вопросы охраны труда и окружающей среды, связанные с внедрением результатов исследования.
В пояснительной записке и графической части дипломной работы должны быть отражены следующие вопросы:
1) состояние и актуальность разрабатываемой темы;
2) методика исследования;
3) результаты теоретических или экспериментальных исследований, их анализ и практические выводы из результатов исследований; сюда необходимо включить описание экспериментальной установки и методику обработки информации;
4) выводы, вытекающие из результатов исследования, и конструкторские или технологические решения, основанные на результатах исследований;
5) решение наиболее важных вопросов охраны труда и окружающей среды по теме исследований, конструкторской и технологической разработки;
6) экономическую эффективность от внедрения предлагаемых реконструкций и конструкторских или технологических решений.
Дипломный проект включает расчётно-пояснительную записку и графическую часть. Объём расчётно-пояснительной записки составляет 35-50 страниц машинописного текста, объем графической части дипломной проекта составляет 3 листа формата А 1.
В каждом конкретном случае содержание пояснительной записки и графической части определяет руководитель дипломной работы.