Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
|
|
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
1 ч в неделю (34 часа)
4 класс (17 часов). 5 класс (17 часов)
Уроки | Учебные модули | |||||
Основы право-славной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиоз-ных культур | Основы светской этики | |
4 класс, четвертая четверть (17 часов) | ||||||
Урок 1 | Россия – наша Родина | |||||
Урок 2 | Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия | Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия | Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия | Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия | Культура и религия | Что такое светская этика? |
Урок 3 | Священное Писание | Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание | Будда и его Учение | Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» | Культура и религия | Мораль и культура |
Урок 4 | Священное Писание и Священное Предание | Пророк Мухаммад – проповедническая миссия | Будда и его Учение | Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма | Возникновение религий. Древнейшие верования | Особенности морали |
Урок 5 | Во что верят православные христиане | Прекрасные качества Пророка Мухаммада | Буддийский священный канон | Патриархи еврейского народа | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Добро и зло |
Урок 6 | Что говорит о Боге и мире православная культура | Священный Коран и Сунна как источники нравственности | Буддийский священный канон | Евреи в Египте: от Йосефа до Моше | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | Добро и зло |
Урок 7 | Что говорит о человеке православная культура | Общие принципы ислама и исламской этики | Буддийская картина мира | Исход из Египта | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран | Добродетели и пороки |
Урок 8 | Христианское учение о спасении | Столпы ислама и исламской этики | Буддийская картина мира | Получение Торы на горе Синай | Хранители предания в религиях мира | Добродетели и пороки |
Урок 9 | Добро и зло в православной традиции | Исполнение мусульманами своих обязанностей | Добро и зло | Пророки и праведники в иудейской культуре | Человек в религиозных традициях мира | Свобода и моральный выбор человека |
Урок 10 | Христианская этика. Заповеди блаженства | Обязанности мусульман | Ненасилие и доброта | Пророки и праведники в иудейской культуре | Священные сооружения | Свобода и ответственность |
Урок 11 | Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему | Обязанности мусульман | Любовь к человеку и ценность жизни | Храм в жизни иудеев | Священные сооружения | Моральный долг |
Урок 12 | Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду | Обязанности мусульман | Милосердие и сострадание | Назначение синагоги и ее устройство | Искусство в религиозной культуре | Справедливость |
Урок 13 | Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание | Обязанности мусульман | Отношение к природе | Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал | Искусство в религиозной культуре | Альтруизм и эгоизм |
Урок 14 | Спаситель. Жертвенная любовь | Для чего построена и как устроена мечеть | Буддийские святые. Будды | Молитвы и благословения в иудаизме | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | Дружба |
Урок 15 | Спаситель. Победа над смертью | Мусульманское летоисчисление и календарь | Семья в буддийской культуре и ее ценности | Добро и зло | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | Что значит быть моральным? |
Урок 16 | Творческие работы учащихся | |||||
Урок 17 | Подведение итогов | |||||
5 класс, первая четверть (17 часов) | ||||||
Урок 1 | Православие в России | Ислам в России | Буддизм в России | Иудаизм в России | Религии России | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества |
Урок 2 | Православный храм | Семья в исламе | Основы буддийского Учения и этики | Основные принципы иудаизма | Религии России | Нравственный поступок |
Урок 3 | Православный храм и другие святыни | Нравственные основы семьи в исламе | Человек в буддийской картине мира | Основные принципы иудаизма | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Золотое правило нравственности |
Урок 4 | Православные Таинства. Символический язык православной культуры | Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим | Человек в буддийской картине мира | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Стыд, вина и извинение |
Урок 5 | Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) | Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство | Буддийские символы | Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Честь и достоинство |
Урок 6 | Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) | Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие | Буддийский храм | Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Совесть |
Урок 7 | Православный календарь, его символическое значение | Забота о здоровье в культуре ислама | Буддийские святыни | Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией | Религиозные ритуалы в искусстве | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы |
Урок 8 | Православный календарь. Почитание святых | Ценность образования и польза учения в исламе | Буддийский календарь | Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности | Календари религий мира. Праздники в религиях мира | Джентльмен и леди |
Урок 9 | Православный календарь. Почитание святых | Ценность образования и польза учения в исламе | Праздники в буддийской культуре | Еврейские праздники: их история и традиции | Праздники в религиях мира | Образцы нравственности в культуре Отечества |
Урок 10 | Православный календарь. Почитание святых | Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения | Искусство в буддийской культуре | Еврейские праздники: их история и традиции | Семья, семейные ценности | Этикет |
Урок 11 | Православный календарь. Праздники | Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения | Священные буддийские сооружения | Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа | Долг, свобода, ответственность, учение и труд | Праздники |
Урок 12 | Христианская семья и ее ценности | Искусство ислама | Буддийские ритуалы | Ценности семейной жизни в иудейской традиции | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий | Жизнь человека – высшая нравственная ценность |
Урок 13 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | |||||
Урок 14 | Подготовка творческих проектов | |||||
Урок 15 | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | |||||
Урок 16 | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. | |||||
Урок 17 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
|
|
|
|
|
|
Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
· оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
· технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
· экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
· библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
· печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.