Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

1 ч в неделю (34 часа)

4 класс (17 часов). 5 класс (17 часов)

Уроки Учебные модули
Основы право-славной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиоз-ных культур Основы светской этики
  4 класс, четвертая четверть (17 часов)
Урок 1 Россия – наша Родина
Урок 2 Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия Культура и религия Что такое светская этика?
Урок 3 Священное Писание Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Будда и его Учение Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» Культура и религия Мораль и культура
Урок 4 Священное Писание и Священное Предание Пророк Мухаммад – проповедническая миссия Будда и его Учение Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма Возникновение религий. Древнейшие верования Особенности морали
Урок 5 Во что верят православные христиане Прекрасные качества Пророка Мухаммада Буддийский священный канон Патриархи еврейского народа Возникновение религий. Религии мира и их основатели Добро и зло
Урок 6 Что говорит о Боге и мире православная культура Священный Коран и Сунна как источники нравственности Буддийский священный канон Евреи в Египте: от Йосефа до Моше Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака Добро и зло
Урок 7 Что говорит о человеке православная культура Общие принципы ислама и исламской этики Буддийская картина мира Исход из Египта Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран Добродетели и пороки
Урок 8 Христианское учение о спасении Столпы ислама и исламской этики Буддийская картина мира Получение Торы на горе Синай Хранители предания в религиях мира Добродетели и пороки
Урок 9 Добро и зло в православной традиции Исполнение мусульманами своих обязанностей Добро и зло Пророки и праведники в иудейской культуре Человек в религиозных традициях мира Свобода и моральный выбор человека
Урок 10 Христианская этика. Заповеди блаженства Обязанности мусульман Ненасилие и доброта Пророки и праведники в иудейской культуре Священные сооружения Свобода и ответственность
Урок 11 Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему Обязанности мусульман Любовь к человеку и ценность жизни Храм в жизни иудеев Священные сооружения Моральный долг
Урок 12 Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду Обязанности мусульман Милосердие и сострадание Назначение синагоги и ее устройство Искусство в религиозной культуре Справедливость
Урок 13 Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание Обязанности мусульман Отношение к природе Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал Искусство в религиозной культуре Альтруизм и эгоизм
Урок 14 Спаситель. Жертвенная любовь Для чего построена и как устроена мечеть Буддийские святые. Будды Молитвы и благословения в иудаизме Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад Дружба
Урок 15 Спаситель. Победа над смертью Мусульманское летоисчисление и календарь Семья в буддийской культуре и ее ценности Добро и зло Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад Что значит быть моральным?
Урок 16 Творческие работы учащихся
Урок 17 Подведение итогов
  5 класс, первая четверть (17 часов)
Урок 1 Православие в России Ислам в России Буддизм в России Иудаизм в России Религии России Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
Урок 2 Православный храм Семья в исламе Основы буддийского Учения и этики Основные принципы иудаизма Религии России Нравственный поступок
Урок 3 Православный храм и другие святыни Нравственные основы семьи в исламе Человек в буддийской картине мира Основные принципы иудаизма Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Золотое правило нравственности
Урок 4 Православные Таинства. Символический язык православной культуры Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим Человек в буддийской картине мира Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Стыд, вина и извинение
Урок 5 Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство Буддийские символы Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Честь и достоинство
Урок 6 Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие Буддийский храм Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды Совесть
Урок 7 Православный календарь, его символическое значение Забота о здоровье в культуре ислама Буддийские святыни Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией Религиозные ритуалы в искусстве Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
Урок 8 Православный календарь. Почитание святых Ценность образования и польза учения в исламе Буддийский календарь Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности Календари религий мира. Праздники в религиях мира Джентльмен и леди
Урок 9 Православный календарь. Почитание святых Ценность образования и польза учения в исламе Праздники в буддийской культуре Еврейские праздники: их история и традиции Праздники в религиях мира Образцы нравственности в культуре Отечества
Урок 10 Православный календарь. Почитание святых Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения Искусство в буддийской культуре Еврейские праздники: их история и традиции Семья, семейные ценности Этикет
Урок 11 Православный календарь. Праздники Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения Священные буддийские сооружения Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа Долг, свобода, ответственность, учение и труд Праздники
Урок 12 Христианская семья и ее ценности Искусство ислама Буддийские ритуалы Ценности семейной жизни в иудейской традиции Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий Жизнь человека – высшая нравственная ценность
Урок 13 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Урок 14 Подготовка творческих проектов
Урок 15 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
Урок 16 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.
Урок 17 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

· оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

· технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

· экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику

- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

· библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

· печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: