Самоагрессия
Проявления ее встречаются у аутичных детей 2-й группы достаточно часто. Они возникают в ситуации сильнейшей фрустрации для такого ребенка-ломки привычного стереотипа- единственно возможного условия его существования: изменения привычной обстановки в комнате; прихода на занятие нового педагога; накладывания взрослым запрета на обычно дозволенное действие и т. д.
Внешне самоагрессия обретает форму характерных для ребенка разрядов аутостимуляции, но доведенных до иступления, до сильных болезненных ощущений. Например, ритмически раскачиваясь, он с силой ударяется головой о стену. Самоагрессия здесь, видимо, и вырастает из защитной (заглушающей внешние отрицательные воздействия) аутостимуляции в тех случаях, когда дискомфорт настолько силен для ребенка, что обычная доза аутостимуляционных приемов не может его нейтрализовать.
В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уговорами, запретами, пытаться отвлечь его. То, что могло помочь в случае самоагрессии у аутичных детей 1-й группы, оказывает здесь противоположное воздействие - усиливает дискомфорт ребенка и порождает все более ожесточенный его протест. Вместе с тем такую самоагрессию необходимо срочно купировать, так как она часто бывает реально опасной для ребенка.
|
|
Если это возможно, следует быстро восстановить измененный стереотип до привычного, т. е. исправить катастрофическую для ребенка ситуацию. Но в большинстве случаев изменение, доставляющее столько страданий аутичному ребенку, бывает вынужденным и исправить его сложно. Кроме того, взрослый не всегда может безошибочно выявить причину фрустрации ребенка (для нее достаточно бывает изменения и какой-то детали ситуации).
Как показывает опыт нашей коррекционной работы, наиболее действенным оказывается следующий способ оказания "скорой помощи": психолог начинает сопереживать ребенку,. активно подключаясь к нему, "голося" вместе с ним, в унисон его отрицательным аффективным переживаниям; вербально обозначая его состояние, причитая "ой-ой-ой, какая беда!" В такой ситуации перенасыщения отрицательным аффективным знаком ребенок почти всегда замолкает, на время успокаивается, иногда, что особенно ценно, принимает формулировку взрослого и в дальнейшем использует ее вместо недифференцированного крика. Но часто подобная форма агрессивного реагирования возникает в других ситуациях.
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ