Твой личностный портрет

Кто ты как личность? Какими качествами обладаешь? Что тебе свойственно? Как ты можешь себя охарактеризовать нанимателю, чтоб он понял, что именно эта личность ему и нужна?

Посмотри на приведенный ниже список личностных качеств и определи наличие их в себе, поставив против каждого качества оценку (0 — отсутствие качества, 1 — слабое присутствие, и т. д., 10 — ярко выраженное качество):

стремление к лидерству;

ответственность;

внимательность;

общительность;

хорошая память;

порядочность;

любознательность;

эмоциональность;

открытость;

уверенность;

агрессивность;

пассивность;

честность;

энергичность;

нерешительность;

настойчивость;

гибкость;

застенчивость;

сдержанность;

корректность;

вежливость;

бесконфликтность;

упорство;

робость;

способность к риску;

недоверчивость;

инициативность;

самостоятельность;

хорошая приспособляемость к новым условиям;

надежность;

несобранность;

требовательность;

обязательность;

импульсивность;

самокритичность;

смелость в принятии решений;

оригинальное мышление.

Сделай такую выборку: выбери из этого списка качества, которые, по твоему мнению, могут украсить твою характеристику. И выбери из этого списка качества, которые не характеризуют тебя как отличного человека и работника. Посмотри, какие оценки ты поставил, насколько эти качества выражены в тебе.

У тебя получится две группы характеристик себя. Первая — о которой можно и нужно говорить. Это качества твоей личности, о которых ты будешь прямо заявлять нанимателю: «Я общительный человек, я привык брать на себя ответственность, у меня хорошая память, я энергичный человек, я могу легко строить отношения с людьми, я настойчив в достижении поставленных целей…» — и т. д.

Вторая группа качеств — то, что не будет котироваться у нанимателя, но это то, над чем тебе придется самому работать. Вряд ли стоит дальше мириться со своей агрессивностью или застенчивостью, нерешительностью или закрытостью. Представь себе, что ты и дальше будешь продолжать быть таким — и год, и пять, и десять лет… Вряд ли это улучшит твою жизнь. Это то, что тебе мешает, что тормозит тебя на пути к успеху. Ты можешь просто не согласиться оставаться таким и поменять контексты хотя бы на:

Я учусь быть открытым…

Я начинаю верить в себя…

Я освобождаюсь от своей агрессивности…

Я становлюсь решительней…

Эти слова — «учусь», «становлюсь», «начинаю» — дают возможность мягкой смены представлений, они как бы запускают процесс перемен. Это тот мостик, который позволяет перейти от «Я неуверен в себе» к «Я становлюсь увереннее», «Я не умею общаться» к «Я становлюсь общительнее». Это новые программы, за которыми последуют новые действия.

Такая работа над собой потребует времени, потому что эти перемены будут происходить постепенно. Но твой первый список — список твоих позитивных характеристик — это то, что ты будешь использовать на собеседовании с нанимателем, чтобы продемонстрировать твои личные качества. Обязательно запиши для себя эти характеристики, придав им форму коротких «Я-сообщений»:

Я внимательно отношусь к порученному делу.

Я сдержан в общении, корректен по отношению к другим людям.

Я ответственный и организованный человек и т. д.

Подумай еще — на какие качества сейчас наибольший спрос на рынке труда? Присущи ли они тебе? Эти качества могут быть теми самыми сильными сторонами, которые ты можешь показать нанимателю.

Что сейчас важно?

Это может быть порядочность или умение общаться с клиентами, щепетильность в деньгах или умение брать на себя ответственность и очень ответственно относиться к делу. Это может быть целеустремленность, напористость, стремление достичь тех результатов, которые нужны фирме. Ты должен четко знать эти свои сильные стороны, чтобы в нужный момент собеседования донести нужную для тебя информацию до нанимателя.

«Расскажите о себе…»

Этот вопрос тебе, скорее всего, зададут на собеседовании. И, как правило, этот простой вопрос ставит людей в тупик. Человек теряется, начинает сбивчиво рассказывать обо всем, что приходит к нему в голову, выдает много лишней и ненужной, иногда просто вредящей себе информации, забывая в то же время о самой важной и выгодной для него.

Прежде чем идти на собеседование, необходимо очень тщательно подготовиться к ответу на этот вопрос. Ты уже знаешь, что можешь рассказать о себе как о личности, о своих личностных качествах. Но этого мало. Ты должен создать рассказ о себе по нескольким параметрам: ты как работник, твой профессиональный опыт, твои жизненные ценности, твое отношение к росту, карьере, дополнительному обучению, твои требования к работе, выгода от тебя.

Ты как работник

Сделай список всего того, что ты очень хорошо умеешь делать, что у тебя получается как у профессионала. И прежде всего вспомни свои успехи, свои достижения, все то хорошее, что ты знаешь, что ты можешь.

Мы тушуемся, мы стесняемся и в самый нужный момент просто-напросто забываем, что нужно о себе сказать, с какой стороны можно себя похвалить и как вообще можно представить себя нанимателю.

Поэтому проведи такую подготовительную работу и обязательно запиши эти фразы, потому что они должны быть прочитаны тобой не один раз, чтобы ты мог очень легко и естественно произнести их нанимателю на собеседовании. В этих фразах обязательно должно быть слово «Я». Это могут быть примерно так звучащие фразы:

Я умею хорошо организовывать производство.

Я умею хорошо работать с клиентами.

Я знаю компьютер (иностранный язык, делопроизводство, современные программы по бухучету и т. д. в зависимости от сферы твоей деятельности).

Я хорошо веду телефонные переговоры.

Я умею убеждать людей.

Подумай, что характеризует твое отношение к работе? Желание полностью отдаваться работе, твоя потребность все делать в превосходной степени или твоя дотошность, педантичность в решении вопросов?

Опиши твое отношение к работе — чем оно характеризуется? Сделай свой список таких «Я-сообщений» о себе как о работнике. Это могут быть фразы:

Я умею создать настрой на работу.

Я могу увлечь людей своей идеей.

Я полностью отдаюсь работе.

Я стремлюсь выполнить порученное мне дело как можно лучше.

Подумай, как ты можешь охарактеризовать свое отношение к работе, создай свой список таких «Я-сообщений».

Твой профессиональный опыт

Подумай, как ты можешь описать свой ценный профессиональный опыт? В чем ты чувствуешь себя очень уверенно, какой опыт получил на предыдущих работах? Придай этой информации о себе тот же вид коротких сообщений:

Я имею большой опыт в сфере торговли (производства, привлечения заказчиков, технического оснащения и т. п., в зависимости от сферы твоей деятельности).

Я имею опыт руководства людьми.

У меня есть хороший опыт по налаживанию сбыта продукции.

Я имею прекрасный опыт в сфере работы с клиентами.

Я имею опыт по созданию своей структуры, открытию своего дела.

У меня есть опыт в работе с документами. И т. д.

Твои жизненные ценности

Что является твоими жизненными ценностями? Что для тебя важно в жизни? Какие интересы ты ставишь на первое место в жизни, а чем можешь поступиться?

Посмотри на список ценностей, приведенных ниже, и создай иерархию своих ценностей — выстрой их в порядке значимости для тебя. Под номером первым будет самая важная для тебя ценность, под номером вторым — следующая и т. д.

Семья.

Любовь.

Дружба.

Общение.

Карьера.

Деньги.

Комфорт.

Удовольствие.

Власть.

Чувство долга.

Порядочность.

Самореализация

Признание.

На основании такого ранжирования ты можешь создать новый список сообщений о себе:

Для меня очень важно реализовать себя.

Я человек, для которого важно чувство долга.

Я ценю порядочность в деле и в отношениях.

Моя семья является для меня большой ценностью.

Мне очень важно расти, я хочу сделать карьеру.

Для меня важна материальная независимость и возможность создать обеспеченную жизнь. И т. д.

Не бойся говорить о своих ценностях: люди, которые могут так уверенно заявлять о себе, вызывают уважение и высокую оценку. Ты заявляешь в данном случае не только о том, что для тебя ценно, — ты заявляешь и свою высокую ценность, то есть ты проявляешь себя сложившейся личностью, человеком, который осознанно относится к своей личности, жизни.

Твое отношение к росту и развитию

У тебя может не быть нужного опыта, ты можешь не полностью владеть всеми профессиональными навыками, но твой настрой на обучение, твоя готовность расти может быть очень важной характеристикой для нанимателя. Составь свои фразы типа:

Я легко обучаюсь.

Я готов повышать свою квалификацию.

Я понимаю необходимость дальнейшего роста и обучения.

Для меня важно стать профессионалом в своем деле, и я готов учиться, проходить стажировку.

Я уверен, что смогу многому научиться в процессе работы, освоить чужой опыт, профессионально вырасти.

Для меня важно добиться высоких результатов в работе, и если для этого нужно дополнительное обучение, то я к нему готов.

Твои требования

Цель твоего рассказа о себе не только дать грамотную и выгодную для тебя информацию о себе, но и сообщить нанимателю о своих ожиданиях от работы, своих требованиях. Этот момент очень важен для тебя, ты же не хватаешься за первую попавшуюся работу, тебе важно, чтобы она тебя устраивала по многим параметрам. Нет никакого смысла устраиваться на работу любой ценой, а потом страдать от плохих условий труда, неудобного графика, непредвиденных командировок. Собеседование для того и существует, чтобы каждая сторона поняла: нужен ли ей такой работник — и нужна ли ему такая работа.

Подумай, какие требования ты предъявляешь к желаемой должности? Какой должен быть график, условия труда, чего ты ждешь от содержания работы. Запиши свои требования и ожидания в виде коротких сообщений типа:

Мне бы хотелось иметь нормированный рабочий день.

Для меня важны нормальные условия труда (наличие своего кабинета или необходимого оборудования и т. п.)

Мне интересна работа в сфере…

Мне бы хотелось иметь стабильную зарплату с перспективой ее роста.

Мне бы хотелось иметь возможность карьерного роста.

Я бы хотел работать в сложившемся коллективе с нормальным микроклиматом.

Подумай также о том, что ты можешь принять, с чем можешь согласиться. Запиши свои сообщения. Это могут быть фразы:

Я могу работать сверхурочно.

Я могу выходить по скользящему графику.

Для меня возможны командировки, ненормированный рабочий день.

Я могу брать часть работы на дом, у меня есть необходимое оборудование.

Я готов начать с более низкой оплаты, при условии, что возможен рост зарплаты.

Я готов к испытательному сроку.

Какая от тебя выгода?

У нанимателя есть выбор. На интересное предложение о работе откликается много желающих. Для того чтобы выбрали тебя, ты должен показать, чем ты выгодней других, какой выгодой для нанимателя обернется выбор тебя своим работником. Ты должен совершенно четко знать, чем ты отличаешься от других претендентов. Чем больше ты найдешь таких выгодных отличий, тем выше твои шансы на успех.

Ты должен четко представлять себе, что изменится с твоим приходом. Что ты можешь дать новой организации и коллективу? Ты можешь подготовить фразы о том, как ты умеешь и будешь строить отношения. Об оптимизме, который ты можешь внести в коллектив, о твоих организаторских способностях. О твоих способностях управлять ситуацией, которые позволят тебе контролировать все, что происходит на работе и вовремя анализировать важные моменты. Может, это будет твое умение создавать вокруг себя порядок, красоту и гармонию, твое умение анализировать и быстро принимать решение или то количество идей, которые ты рождаешь и которые могут быть источником новизны, нестандартных решений для всей организации.

Соедини все написанные тобой фразы в один рассказ — это и есть рассказ о тебе, подготовленный к собеседованию. Это те фразы о тебе, которые надо произносить смело, не стесняясь. Потому что, если ты не донесешь до нанимателя эту информацию, он об этом просто не узнает. И весь твой самый ценный опыт, знания и навыки, необыкновенные способности так и останутся с тобой, и твой покупатель пройдет мимо тебя. Он выберет совсем другой товар. Он выберет того привлекательного работника, который сможет ему рассказать о том, какой он яркий и уникальный, нужный и выгодный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: