• обучение положительному самоотношению и принятию
других людей;
• обучение рефлексивным умениям;
• формирование потребности в саморазвитии.
Однако программа групповых занятий должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выделенной нами ранее, с другой стороны — обеспечить формирование основных новообразований. Поэтому к выделенным задачам нужно добавить четвертую:
• содействие росту, развитию ребенка.
Соответственно в занятиях можно выделить следующие основные направления.
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
Организация занятий
Занятия могут проводиться воспитателем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей 3 — 4 лет — 15 минут, для старших дошкольников — 30 минут.
ГлоВо 5. Формы u совержйнце групповой психологической попйЕРЖки дошкольников ДО
Большое значение имеет размещение детей в комнате. Дошкольников лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом-куполом, ведущий при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность ведущему держать в поле своего вниманию всю группу, а детям — хорошо его видеть. Дети 3 — 4 лет ставят по «куполу парашю-тика» свои стульчики. Старших дошкольников можно рассаживать «бусинками» прямо на полу (ковре) с помощью разложенной полукругом веревочки.